Архитектурная фотосъемка предполагает, что фотограф должен работать со статичными, неподвижными объектами. Поэтому здесь не требуется особая уникальность момента – задача фотографа состоит только в том, чтобы представить сооружение на фотоснимке в наиболее привлекательном виде. Для этого он продумывает композицию кадра, определяется с подходящим освещением по своему усмотрению. Во многом определяющим в архитектурной фотографии становится выбор точки съемки или ракурса, чтобы добиться получения наиболее яркого, выразительного кадра.

Фотографируя различные архитектурные объекты, можно идти двумя путями, различными, но в то же время, дополняющими друг друга.  Первый путь – это простое документальное отражение действительности, то есть фотографирование зданий с четким сохранением пропорций и привязкой к реальной обстановке. По сути, это документальная фотография, которая зачастую оказывается востребованной строительными организациями для подготовки отчетных документов или составления паспорта архитектурного сооружения.

Следующий вариант архитектурной съемки – это когда перед фотографом стоит задача показать здание с наиболее привлекательной или интересной стороны. Тут фотографу приходиться иметь дело со множеством аспектов, влияющих на готовое фотоизображение — перспективные искажения, размещение здания в границах кадра, цветовая температура снимка, правильное освещение, отсутствие мелких деталей, способных отвлечь внимание зрителя. Такого рода архитектурная съемка, где на первый план выходит художественная выразительность, является наиболее распространенной. В зависимости от того или другого варианта подбираются наиболее подходящие ракурсы съемки, именно они, в конечном счете, и предопределяют успех или неудачу фотографа.

Точкой съемки считается  соотношение  между расстоянием до фотографируемого объекта, положением камеры на плоскости  и высоты ее расположения. Выбор расстояния определяет желаемый масштаб изображения – чем меньше расстояние от камеры до здания или сооружения, тем оно будет выглядеть крупнее на снимке. Что касается размещения точки съемки относительно вертикали, то принято выделять нормальный, нижний и верхний ракурсы. Нормальная точка съемки – когда фотографирование выполняется с высоты человеческого роста. Такой ракурс позволяет запечатлеть на фотографии здание ровно таким, каким он представляется нам в обычной обстановке.

Нижняя точка съемки. Отель W
Нижняя точка съемки

Используя нижнюю точку съемки, можно сделать здание на фотографии более монументальным, создать впечатление больших размеров сооружения  и поразить зрителя его величием. Острое ощущение нависающего громадного сооружения можно создать, фотографируя с нижней точки широкоугольным объективом, находясь на сравнительно малом расстоянии от объекта съемки.

Высокие здания предпочтительнее фотографировать  именно с нижней точки, непременно стараясь уместить в кадре все сооружение  – это обеспечивает отображение на фотографии динамики строения.  Впрочем, иногда поместить полностью все сооружение в кадре не представляется возможным, поэтому приходиться акцентировать внимание на каких-либо отдельных элементах здания.

Нижний ракурс
Нижний ракурс

Фоном для здания в данном случае оказывается небо, поэтому фотографировать с нижнего ракурса рекомендуется на восходе или закате, когда перистые облака окрашиваются солнечными лучами в невероятные цвета. Чтобы придать фотоизображению  оттенки драматизма, можно снять здание с нижней точки в предгрозовую погоду, создающую у зрителя тревожное настроение.  А вот обычное серое небо, затянутое большими дождевыми облаками – это далеко не самое лучшее время для использования нижнего ракурса, поскольку в этом случае страдает художественная выразительность снимка. Учтите, что съемка с низкого ракурса широкоугольником с небольшого расстояния приводит к искажению перспективы. Небольшое искажение вполне допустимо, однако при сильном эффекте снимок становится просто малопривлекательным.

Нижний ракурс. Тибидабо
Нижний ракурс

Чтобы показать масштабность, грандиозность сооружения или архитектурных пространств, одновременно наполнив фотоизображение своеобразным простором, рекомендуется использовать верхнюю точку съемки. Верхний ракурс оптимален для съемки общих планов, на которых значение каждого отдельного здания несколько уменьшается. Эффектные  планы с большими архитектурными пространствами можно снимать с очень высоких строений, либо с вертолета, пролетая над городом.

Верхний ракурс
Верхний ракурс

Верхний ракурс также создает романтическое настроение. Используя верхнюю или нижнюю точку съемки, обращайте пристальное внимание на линию горизонта. Она должна располагаться в точке золотого сечения, то есть примерно в тридцати пяти процентах от края кадра. Окажется ли линия горизонта сверху или снизу – это напрямую зависит от того, на чем необходимо сфокусировать внимание наблюдателя.

Благодаря применению оптики с разным фокусным расстоянием можно получить интересные ракурсы и по-разному передать специфику архитектуры здания. В частности, съемка длиннофокусной оптикой с большого расстояния позволяет передать сооружение в привычном виде – фотография  получается наиболее близкой к документальности и реальности. Захватив в кадр соседние со зданием объекты, можно подчеркнуть общую монументальность сооружения. В то же время короткофокусные объективы при фотографировании с небольшого расстояния предоставляют возможность придать снимку большую динамичность. Подобный ракурс обеспечивает сильно выраженную перспективу. Этот прием актуально использовать, например, при съемке промышленных строений.

Нормальная точка съемки
Нормальная точка съемки

При съемке общего вида архитектурного сооружения рекомендуется выбирать такую точку, фотографирование с которой позволит наиболее оптимальным способом подчеркнуть особенности объекта. Просто снимать фасад, как это делают начинающие фотографы, не стоит, даже если он смотрится очень элегантно. Таких снимков в Интернете огромное множество и они не могут похвастаться какой-то особой выразительностью. Лучше попробовать сфотографировать это же здание с угла, тем самым, показав на фотоизображении вторую стену и передав объемность сооружению. Осуществляя съемку с угла, фотограф открывает взгляду зрителя две плоскости стен и подчеркивает архитектурные особенности здания.

Иногда  полезным все же становится фронтальный ракурс, хотя в большинстве случаев он и проигрывает в выразительности. Однако когда необходимо подчеркнуть симметричность здания или отобразить на фото ритм повторяющихся архитектурных элементов, а также запечатлеть колонны или арки, то тут лучше обратиться именно к обычному фронтальному ракурсу. Правда, фотография с такого ракурса может получиться довольно скучной. Поэтому, чтобы немного оживить фотоизображение, можно поместить на передний план людей, деревья или какие-либо малые сооружения. Необычными и интересными выгладят фотоизображения, снятые из арки. При съемке в этом ракурсе можно использовать режим HDR.

Выбирая наиболее интересную точку съемки, не забывайте анализировать не только само здание, но и окружающий его фон. Фотографии архитектуры с размытым задним планом выглядят куда более выразительно и интересно, чем обычные фотоизображения. Чтобы размыть фон, необходимо лишь выбрать верную позицию (за фотографируемым зданием должен быть определенное расстояние до следующих) и установить оптимальное значение диафрагмы.

В свою очередь, передний план не должен отвлекать внимание зрителя чрезмерными деталями, он должен идеально вписываться в общую композицию, отличаясь от снимаемого здания по цветовому оттенку или тону. В качестве переднего плана профессиональные фотографы архитектуры любят использовать растения, ограждения с ажурными решетками или различные скамеечки. Наконец, следует избегать попадания в кадр столбов, проводов и прочих малопривлекательных объектов на переднем плане.