Грамотное использование фокусировки дает возможность правильно расставить акценты в кадре, сделать снимок именно таким, каким Вы его задумали. Поэтому в зоне резкости обычно оказываются главные действующие лица и интересующие фотографа объекты. Но как сделать так, чтобы на фото максимально четкими получились действительно важные объекты, а не лишние детали? Один из способов – установка точки фокусировки по всему усмотрению.

Автофокус

Система автофокусировки в современных камерах, как правило, не дает сбоев. Будь то фотографирование портрета или репортажа, электроника камеры сделает всю работу. Но все же бывают случаи, когда система автофокусировки промахивается или же в кадре получаются резкими совсем не те детали и объекты, которые Вам нужны. Почему это происходит? Ведь в зеркальных аппаратах количество датчиков фокусировки может достигать более полусотни. И, соответственно, производители уверяют фотографов, что при таком количестве точек фокусировки автоматика сможет безошибочно определять наиболее значимые объекты, которые должны получиться в кадре максимально четкими

Для того, чтобы понять суть проблемы, необходимо разобраться, как работает автофокус. В зеркалке начального уровня датчиков фокусировки обычно от 9 и более. Для осуществления наведения на резкость она получает данные от всех 9 датчиков. Электроника измеряет дистанцию до каждого участка сцены, определяет наиболее близкий к себе предмет, совпадающий с точкой фокусировки, и блокирует автофокус в определенном положении. Как следствие, резким на фотоизображении может оказаться совсем не то, что Вам нужно.

Особенно часто такая проблема возникает при съемке на длиннофокусную и стандартную оптику с малой глубиной резкости. В случае с контрастной системой автофокусировки в соответствии с определенными алгоритмами камера выбирает не самый близкий к себе объект, а самый контрастный. Но суть от этого не меняется. Как справиться с подобной проблемой? Задействовать ручной фокус.

Выбор точки фокусировки

Выбор фокусировочной точки

По умолчанию камера задействует фокусировку по всем точкам. Данный режим не всегда функционирует так, как хотелось бы фотографу. Если Вам нужно навестись на резкость по ближайшему объекту и требуется оперативно отреагировать на происходящее, то автоматический режим Auto Select – отличный вариант. Ведь он позволяет экономить Ваше время. Этот режим стоит использовать в тех случаях, когда в кадре много объектов и события меняются очень динамично, побуждая Вас реагировать на происходящее и действовать стремительно. Например, при съемке репортажа, спортивных соревнований или просто когда Вы не хотите терять лишнее время на настройку параметров вручную.

В настоящее время цифровые зеркалки также предлагают пользователям возможность выбора одной точки или зоны фокусировки вручную. Когда Вы используете фокусировку по одной точке, в зоне резкости будет только та область кадра, которая совпала с выбранной Вами фокусировочной точкой. Одна точка позволяет Вам более точно сфокусироваться на предмете или отдельных деталях изображения.

Выбор фокусировочной точки – это возможность сделать то, до чего автоматика не сможет «додуматься». Правда, тут Вас подстерегает другая проблема. Как мы уже отметили, датчиков фокусировки в зеркалке множество, а  потому выбор оптимальной точки оказывается трудной задачей. Точка, которую Вы выбираете, подсвечивается в видоискателе. В некоторых аппаратах имеется возможность задать точку прямо по сенсорному ЖК-экрану, прикоснувшись в соответствующем месте.

Матричная фокусировка

Какие же точки автофокуса целесообразно использовать в конкретной ситуации? Разберем более подробно:

— Центральная

В 95% ситуациях лучше выбрать центральную точку. Тогда камера будет фокусироваться на объекте, который располагается точно в центре видоискателя. Центральная точка, как правило, является более точной и чувствительной к уровню освещенности в кадре. Ее можно использовать как при ярком сете, так и в условиях дефицита освещения, когда выбор других точек зачастую приводит к далеко не самым лучшим результатам. В этом плане центральная точка является универсальной и удобной в использовании, ведь каждый фотограф при съемке в состоянии определить по видоискателю, где располагается центр кадра.

Кроме того, выбор центральной точки дает Вам возможность применять на практике следующий прием. Вы выбираете объект и помещаете его в центр кадра, чтобы он, таким образом, совпал с центральной фокусировочной точкой. Блокируете автофокус, наполовину зажав кнопку спуска, компонуете кадр как хотите, не меняя дистанцию до объекта, и фотографируете. В итоге Вы получите фотоизображение с гарантированно резким объектом, в то время как малозначительные детали останутся нерезкими. Этот прием часто дает отличные результаты.

— Верхняя точка

Необходимость в выборе одной нецентральной точки, будет возникать у Вас редко, но все же такие ситуации могут встречаться. Кроме того, это хорошее поле для экспериментов. В частности, при съемке пейзажа можно выбрать верхнюю точку для того, чтобы сделать акцент на отдаленных предметах и деталях фотоизображения. Тогда объекты на дальнем плане получатся на фотографии более четкими, в то время как передний план окажется немного размытым.

— Боковые точки

Боковые или приграничные точки целесообразно выбирать при съемке репортажа или пейзажа, когда Вам требуется получить более резкими объекты, размещающиеся на границах кадра.

— Точки на диагонали

Очень привлекательно и интересно смотрятся портретные снимки, когда модель располагается не прямо в центре фотоизображения, а чуть сбоку. Поэтому при съемке можно присмотреться к точкам, которые размещаются на диагонали, и выбрать ту, которая будет самой близкой к одному из глаз модели.

Выбор одной точки фокусировки по своему усмотрению – один из способов повышения качества Ваших фотоизображений, который необходимо научиться применять на практике. Ко всему прочему, это позволит Вам получить больший контроль за съемочным процессом, открыв широкий простор для творческих экспериментов.