Такое распространенное явление, как дым, которое порой является препятствием для хорошей видимости, обладает необычайной фотогеничностью. Фотоснимки с дымом можно считать прекрасным вариантом абстрактной фотографии с многомерным содержанием. Разглядывая фотографии с клубами и сложными завитками дыма, зритель невольно фантазирует, в его воображении возникают самые разнообразные образы и фигуры. Иногда такие снимки действительно завораживают и представляют огромный интерес.

Кажется, что фотографировать дым – это не такая уж сложная задача, не требующая особых знаний или умений, особенно при современном развитии цифровой фототехники. В действительно же, получить великолепные и уникальные фотоработы при съемке дыма довольно сложно, ведь здесь фотографу приходиться учитывать множество различных нюансов. В этой статье мы расскажем о том, как правильно фотографировать дым.

Что потребуется?

Вообще, дым может выступать в роли единственной» модели» в кадре, позволяя получить интересные абстрактные фотографии, а может быть просто одной из деталей снимка. В последнем случае присутствие дыма позволяет несколько оживить кадр, придать ему своеобразный шарм или дополнить композицию. Со снимками, где в кадре присутствует дым, приятно работать в графических редакторах, изменяя или убирая лишнее, оставляя знакомые контуры объектов. Сегодня в арсенале профессиональных фотостудий, помимо разнообразного осветительного оборудования, нередко присутствуют и так называемые дымовые машины, которые помогают создать эффект тумана или небольших облаков дыма, что, в свою очередь, позволяет получать необычные и завораживающие фотографии.

Но в подавляющем большинстве случаев профессиональные фотографы и любители используют для съемки дыма подручные средства. Итак, что же понадобится для организации съемочного процесса?

Подготовительные работы. Фото: nickwheeleroz / Foter / CC BY-NC-SA
Подготовительные работы. Фото: nickwheeleroz / Foter / CC BY-NC-SA

Перечислим основные моменты:

— Подходящее место для фотосъемки. В первую очередь, для съемки дыма необходимо подобрать безветренное помещение, в котором не должно быть каких-либо случайных воздушных потоков. Ведь даже мелкий ветерок, мешающий дыму клубиться и рисовать причудливые узоры, может испортить весь процесс фотосъемки.

— Источник дыма. Разумеется, для съемки понадобится безопасный источник дыма. Тут могут быть разные варианты. Главное, чтобы источник обеспечивал внятный дым без возникновения огня. Чаще всего для этих целей используют ароматические палочки или свечи (благовония). Нужно только подобрать палочки, запах которых не будет раздражать. Иногда фотографы снимают и обычный табачный дым от сигареты. Однако минусом сигарет является то, что они не долговечны и возни с ними будет больше. Важно отметить, что каждый источник может создавать свой собственный дым, отличающийся по фактуре, типу, плотности и поведению.

— Фотографическое оборудование. Для съемки дыма, конечно, предпочтителен цифровой зеркальный фотоаппарат, однако можно снимать и продвинутым компактом. Главное, чтобы камера предоставляла возможность снимать не в автоматическом режиме с ручными настройками. Выбор объектива в данной ситуации не слишком важен, тем не менее, строго рекомендуется, чтобы оптика поддерживала фокусировку с близкого расстояния, обеспечивала необходимую резкость картинки и была светосильной. В этой связи лучшим вариантом будет хороший макро объектив или объектив с зумом.

— Внешняя вспышка. Также потребуется дистанционно поджигаемая внешняя вспышка, которая будет выполнять роль источника света. Со вспышкой можно использовать насадку в форме тубуса, которая придаст освещению более точечный, направленный характер. Для того, чтобы уменьшить колебания движения воздуха в помещении, рекомендуется применять инфракрасный дистанционный пускатель для внешней вспышки. Управление вспышкой с помощью пульта ДУ не помещает дыму свободно клубиться. Кроме того, следует обзавестись двумя листами черной бумаги – они ставятся с двух сторон от вспышки для того, чтобы световой поток от нее не попадал на фон и в камеру.

— Фон. Необходимо выбрать черный фон, чтобы струящийся дым с завитками было лучше видно. К тому же, дым эффектнее всего смотрится именно в «низком ключе». При желании впоследствии в графическом редакторе можно будет поменять цвет фона программными средствами. Для фона можно взять, например, взять ткань максимально черного цвета.

— Настольная лампа и штатив. Наконец, нам понадобится обычная настольная лампа, которая создает моделирующий свет, необходимый, в частности, для облегчения фокусировки. Что касается штатива, то, в принципе, его наличие необязательно, учитывая используемые выдержки при съемке дыма. Тем не менее, он точно не помешает.

Фото: A Guy Taking Pictures / Foter / CC BY
Фото: A Guy Taking Pictures / Foter / CC BY

Процесс съемки

Теперь переходим непосредственно к процессу съемки дыма. Прежде всего, необходимо закрепить черный фон, расположив его от источника дыма на расстоянии примерно 20 – 30 сантиметров. Включаем настольную лампу и готовимся поджечь ароматическую палочку, обращаем внимание наследующие ключевые детали:

— Освещение. Едва ли не главным при фотографировании дыма является правильная организация освещения. Задача, которая стоит перед фотографом, сводится к следующему – нужно осветить дым, при этом оставив задний фон максимально черным. Как мы уже отмечали, источник света (то есть внешняя вспышка) должен быть прикрыт с боковых сторон, тут мы делаем своеобразные шторки из черных листов, закрепляемых с двух сторон вспышки. Свет от вспышки должен освещать только струю дыма, не падая на фон или фотоаппарат. Тут-то очень кстати и будет насадка на вспышку в форме тубуса, дающая узконаправленный световой поток.

Расстояние черного фона от источника дыма должно быть примерно в два – три раза дальше, чем расстояние от источника дыма до цифрового фотоаппарата. В свою очередь, внешняя вспышка должна располагаться на расстоянии около 60 сантиметров до клубящегося дыма. Впрочем, здесь все зависит от параметров экспозиции, и расстояние может варьироваться. Дым подсвечивают контровым или боковым светом от вспышки, что создает более интересную, эффектную картинку. Мощность вспышки регулируется по вкусу на основе полученных результатов. Одна из сложностей заключается в том, чтобы не было пересветов дыма, в противном случае полученные снимки будет сложно обрабатывать.

— Настройки фотоаппарата. Сразу стоит подчеркнуть, что снимать лучше всего сериями в формате RAW. Это даст больше возможностей при постобработке. Используемая выдержка при съемке дыма — в пределах 1/100 с, а глубина диафрагмы — вплоть до f:16 (это увеличит глубину резкости). Значение светочувствительности выставляем на минимальное, чтобы снизить уровень шумов (50 или 100 единицISO). Баланс белого также выставляется вручную, причем лучше всего выбрать такой баланс белого, который будет соответствовать применяемому источнику света. В ходе съемки не забываем проверять отснятые кадры и корректировать настройки экспозиции.

— Фокусировка. Одной из важных особенностей данного вида фотосъемки является то обстоятельство, что дым представляет собой объект со сложной, но бесформенной структурой. Соответственно, здесь возникает проблема точной наводки на резкость. Зачастую навестить на струящийся дым бывает довольно сложно. Ручная фокусировка в данном случае не выручает, поскольку при ее использовании у фотографа просто быстро устанут глаза. Все-таки лучше воспользоваться автофокусировкой. А для точного наведения на резкость стоит, во-первых, использовать моделирующий свет от настольной лампы, а во-вторых, лучше всего «схватываться» на завитках или клубах дыма, поскольку они являются более плотными образованиями.

— Форма дыма. В ходе съемки можно экспериментировать с формой дыма и его поведением. Например, можно слегка толкнуть или щелкнуть рукой по ароматической свечке, чтобы постепенно утихающие колебания создали интересный, необычный шлейф дыма с удивительными завитками. Кроме того, можно просто подуть на дым или поэкспериментировать сразу с двумя или несколькими палочками, создавая разнообразные дымовые эффекты.

— Проверка полученных результатов. Отснятые кадры с дымом довольно сложно оценить по ЖК-дисплею цифрового фотоаппарата. При оценке фотографий рекомендуется использовать гистограмму, по которой можно будет сразу увидеть, насколько получился кадр, то есть насколько используемый фон выглядит в кадре максимально близко к черному, а завитки дыма — к белому цвету.

Постобработка

Фото: lindes / Foter / CC BY-NC-SA
Фото: lindes / Foter / CC BY-NC-SA

Съемка дыма требует последующей постобработки отснятого материала в графическом редакторе. Можно воспользоваться Photoshop, инструментами которого очень легко сделать из обычных фотографий дыма красивые и оригинальные изображения. Например, можно сделать инвертирование снимка для того, чтобы получить черный дым на белом фоне. В целом, в процессе постобработке важно, в первую очередь, добиться максимальной контрастности и нужной яркости картинки, отрегулировать оттенки, придав цветам большую насыщенность. Для получения бледного белого или глубокого черного цвета в Photoshop рекомендуется воспользоваться кривыми. Также в графическом редакторе можно просто раскрасить фон, убрать лишние детали или закрасить ненужный дым.

Понятно, что фотографировать дым можно и без всяческих инсталляций и специальной подготовки в помещении, однако в этом случае Вы рискуете получить гораздо меньше качественного «материала» для постобработки.

Фото:  atomicshark / Foter / CC BY-NC-SA
Фото: atomicshark / Foter / CC BY-NC-SA

Фотосъемка дыма способствует разнообразным экспериментам. Ведь эта область фотографии сопряжена с получением трудно прогнозируемых результатов. Для получения необычных и оригинальных картинок смело экспериментируйте с настройками экспозиции, шевелите источники дыма, дуйте на дым, используйте различные ароматические источники, создающие разнообразную фактуру дыма.

Вероятно, на первых порах большая часть отснятых кадров окажется неудачной и их придется удалить, однако это не повод расстраиваться. При фотографировании дыма очень трудно «поймать» в кадре красивые завитки или эффектный образ, ведь дым со своей бесформенной структурой является очень капризной и сложной моделью.

 Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)