Съемка пустыни и дюн кажется чем-то далеким для российских любителей фотографии. Однако никогда не знаешь, когда окажешься в самой настоящей пустыне. Тем более, что пустыни имеются практически по всему миру. Это удивительные места, в которых человек буквально теряется во времени, ведь все что он видит перед глазами – это огромные пространства песка и камня. Пустыня прекрасно подходит для получения красивых, потрясающих фотографий, главное только правильно подготовиться к съемке в этой безмолвной и обедненной растительностью местности.

Немного о пустыне, дюнах и барханах

Когда мы говорим о пустыне, то любой обыватель, в первую очередь, представляет себе жаркий климат, бескрайние пески и отсутствие какой-либо растительности. Казалось бы, что вообще интересного здесь можно отыскать для съемки? Действительно, пустынный ландшафт характеризуется разреженной и крайне обедненной растительностью, песками, ярким солнцем, значительными перепадами температуры в течение суток (днем – жарко, ночью – прохладно или даже холодно). Дожди в пустыни – редкое явление, в некоторых пустынях на нашей планете осадки могут выпадать всего один раз в несколько лет.

Дюна
Дюна

Но несмотря на все эти характерные, общие признаки, разные пустыни серьезно отличаются друг от друга. В одних кроме песка Вы ничего не увидите, в других поверхность состоит из твердых как асфальт каменистых почв, а в третьих можно обнаружить огромные заросли из кактусов. Пустыни не так однообразны, какими кажутся на первый взгляд, и здесь есть на что посмотреть, и что фотографировать. Конечно, главный предмет интереса для фотографов – это огромные толщи песка, простирающиеся на многие километры. Причем песок может быть разного оттенка. Наиболее распространен в пустынях песок желтого цвета, состоящий из кварца. Но встречается и черный вулканический песок, и белый песок.

Снимать можно и песчаные дюны. Они отличаются от традиционных пустынь тем, что могут располагаться не только в зонах с жарким климатом, а практически где угодно. Даже вблизи пресноводных водоемов или моря. При этом фотографии песчаных дюн, до которых добираться гораздо легче, создают у зрителя полное ощущение того, что это самая настоящая пустыня. Именно с дюнами связан у нас образ пустыни. В частности, на дюнах Куршской косы в Калининградской области снималась советская лента «Белое солнце пустыни». Сами дюны представляют собой просто песчаные холмы с пологой и крутой стороной.

Одинокое дерево

Еще одно интересное явление в пустынной местности – барханы. Это те же самые дюны, которые, однако, располагаются именно в песчаных пустынях. Их также существует около трех десятков видов со своими характерными особенностями. Дюны и барханы нередко образуют потрясающие минималистические ландшафты, которые обязательно стоит запечатлеть на камеру. В пустынях можно наблюдать еще и так называемые такыры. Это засохшие куски глины, которые, конечно, не так примечательны, как песчаные дюны, однако тоже могут сделать виды пустыни более разнообразными и интересными.

 Меры предосторожности и аппаратура

Собираясь фотографировать в пустыне, необходимо соблюдать определенные меры предосторожности. Серьезная проблема для фотографа – это сильная жара. От постоянного солнцепека и низкой влажности человеку может угрожать тепловой удар или обезвоживание. Достаточно сказать, что в некоторых пустынях температура воздуха днем в тени повышается до отметки более пятидесяти градусов по Цельсию. Выдержать подобное испытание непросто.

Необходимо всегда иметь достаточный запас воды. Если же Вы собираетесь в поездку по пустыне на автомобиле, то позаботьтесь и о воде в радиаторе, а также о наличии кондиционера в салоне. Ходить в пустыне стоит в легкой, но в то же время достаточно плотной одежде, способной защитить кожу от безжалостных солнечных лучей. Пустыня – это не пляж, здесь все серьезно. Помимо риска обгореть, Вы можете потерять очень много воды из-за испарения. Также с собой обязательно необходимо взять какой-либо головной убор и солнцезащитные очки.

Пустынный ландшафт
Пустынный ландшафт

В пустыне Вам придется перемещаться по горячему песку, что гораздо труднее, чем ходить по ровной, твердой поверхности. Вам потребуется удобная, практичная обувь. Всегда внимательно осматривайте окрестности – иногда извилистый путь по пескам оказывается более легким, чем попытка пробраться к цели напрямик через крутые барханы. В пустыне существует риск заблудиться, ведь Вас окружают только пески. Ваши следы, оставленные на песке, очень быстро исчезают несколькими дуновениями ветра. К тому же, иногда в пустыне можно попасть в песчаную бурю, когда зона видимости сокращается буквально до нескольких шагов. Поэтому отправляться в пустыню следует с опытным проводником, либо вооружившись компасом и GPS-приемником.

Отдельный вопрос – фотоаппаратура в пустыне. Для съемки в такой местности следует использовать зеркальную или продвинутую компактную камеру в надежном, защищенном корпусе. В пустыне оберегайте свою камеру от песка, который таки и норовит проникнуть во внутренности аппарата. Используйте защитный фильтр. Менять объективы во время съемки рекомендуется как можно реже, чтобы опять-таки не рисковать лишний раз проникновением песка в отделения камеры.

Оптику можно использовать самую разную, в зависимости от того, что Вы планируете фотографировать в пустыне. Желательно иметь при себе хороший широкоугольный объектив для съемки пустынных ландшафтов и телеобъектив для тех случаев, когда объект фотографирования находится в труднодоступном месте.

Пустыня Атакама
Пустыня Атакама

В комплект фотооборудования не забудьте взять бленду. Снимать на пленочную камеру в пустыне – не самая лучшая идея, поскольку пленочные фотоматериалы плохо переносят нагревание. По этой причине при фотографировании на пленочную камеру в пустыне зачастую получаются кадры с очень крупным зерном.

 Снимаем в пустыне

Съемку в пустыне начните с того, что внимательно смотритесь на месте, окиньте взглядом окружающие ландшафты, старайтесь подметить интересные детали. Не нужно сразу же бежать на первую попавшуюся дюну или бархан, чтобы сделать кадр. В пустыне Вы будете иметь дело с очень ярким, контрастным естественным освещением, которое, вдобавок, еще и отражается от близлежащих скал и самого песка. Жесткий свет, конечно, препятствует получению качественных, красивых кадров даже при использовании специальных фильтров.

В этой связи рекомендуется фотографировать как можно больше до того момента, как солнце окажется в зените. Лучшее время для съемки – ранее утро. Солнце не так сильно припекает, да и ходить по еще не нагревшемуся песку достаточно комфортно. Плюс ко всему, косые солнечные лучи позволяют выгодно подчеркнуть и фактуру песка, и красоту окружающих ландшафтов.

Некоторые, не самые опытные любители фотографии ищут в пустыне какой-либо объект вроде камня или одиноко растущего кустика и делают снимок рядом с ним. Однако такие банальные сюжеты, вряд ли, будут интересны зрителю. На самом деле съемка в пустыне – это возможность «поиграть» в кадре с тем, что трудно потрогать руками или выразить словами – настроение, фактура, соразмерность, абстракции. Пожалуй, самый распространенный сюжет в пустыне – это подчеркивание на снимке фактуры песка. Расположившись лежа на песке, Вы оцениваете свет и композицию, а затем просто максимально зажимаете диафрагму, чтобы получить резкие кадры.

Помимо песка, в пустыне можно фотографировать причудливые и необычные ландшафты. Здесь лучше использовать штатив и длиннофокусную оптику, чтобы соединить дальний и ближний планы. Можно найти возвышенность для съемки. Съемка с огромной песчаной дюны или близлежащего холма поможет Вам передать масштабы окружающего пространства и ощущение полного уединения. Чтобы захватить как можно больше пространства в кадре, применяйте широкоугольный объектив. Либо используйте зум, чтобы сблизить различные объекты, находящиеся на определенном удалении друг от друга.

Розовые песчаные дюны, США
Розовые песчаные дюны, США

Снимая завораживающие ландшафты в пустыне, обратите внимание на небо, красота которого тут раскрывается действительно по-настоящему. Если Вам повезет, то Вы сможете заснять в пустыне неземные ландшафты – у зрителя создастся впечатление, что это фотографии с Марса или Луны. Такого эффекта можно добиться, фотографируя участки пустыни с уникальным цветом поверхности, что обусловлено присутствием в составе грунта тех или иных отложений. Для создания безжизненных, марсианских пейзажей в кадре очень подходят солончаки, отличающиеся полным отсутствием растительности, а также необычным цветом поверхности.

В пустыне можно снимать и растительность. Здесь Вы не встретите красивых лиственных растений, но вот разного рода кактусы и колючки вполне. Это многолетние растения, которые успешно выживают в пустынной местности и жарком климате благодаря своей уникальной способности удерживать влагу. Кактусы с необыкновенными колючками, отличающиеся широким разнообразием цветов и форм – прекрасный вариант для предметной съемки. После достаточно продолжительных дождей безжизненная пустыня может буквально «обрасти» красочными дикорастущими цветами. Правда, такие однолетние растения живут очень недолго. В любом случае, растения, произрастающие в пустыне, всегда выглядят очень причудливо и необычно, поэтому снимать их интересно.

На фотографиях пустыни можно создать ощущение зноя и невероятной жары. Для этого лучше всего заснять закат в пустыне – теплые тона неба как раз и помогут создать такую атмосферу. Дополнительно можно воспользоваться красным фильтром, чтобы сделать небо еще более теплым по цвету. Снимая в пустыне, также можно попытаться создать абстрактные композиции с использованием удивительных линий песочных дюн и барханов, причудливой игры света и тени. Наконец, можно попробовать поэкспериментировать с режимом HDR, чтобы получить красочные фотографии с расширенным динамическим диапазоном. Главное тут не переборщить, чтобы готовое фотоизображение оказалось максимально приближенным к тому, что мы видим сами, невооруженным глазом.

Далеко не все любители фотографии могут с первого раза оценить всю красоту пустыни, которая кажется такой безжизненной. Порой можно проехать на автомобиле по пустыне многие километры и так ничего и не обнаружить интересного для съемки. Однако любой профессиональный фотограф, которому приходилось снимать пустыню, скажет Вам, что творческие возможности для съемки в этой местности практически безграничны. Нужно лишь научиться подмечать отдельные детали, внимательно осматривать окружающие пустынные ландшафты в поисках красивых, потрясающих кадров. И, конечно, обезопасить себя и камеру от разрушительного воздействия жары и песка.