Имея на руках какой-либо цифровой фотоаппарат, будь то обычная «мыльница» или зеркальная камера, приходится сразу же задумываться о том, как печатать отснятые цифровые фотоизображения. Печатать ли снимки на принтере или обратиться к слугам фотолаборатории? Как подготовить свои фотографии к печати, чтобы получить отпечатки достойного качества? Эти вопросы приходят на ум мгновенно, как только Вы отщелкали свои первые кадры.

На самом деле существует два варианта печати цифровых снимков, каждый из которых обладает своими несомненными плюсами. Это домашний фотопринтер, либо печать снимков в фотолабе. Рассмотрим каждый из этих способов  подробней.

Фотопринтеры

Для того, чтобы печатать цифровые снимки в домашних условиях чаще всего используют современные модели струйных цветных принтеров. Они, при относительно невысокой цене, обеспечивают  вполне достойное качество отпечатков. Фотопринтеры работают по принципу нанесения мельчайших капелек краски на бумагу. Печатная головка состоит из сопел, посредством которых чернила наносятся на фотобумагу. При этом качество печати, как, впрочем, и цена принтера, во многом зависит от числа сопел на печатающем носителе. Чтобы распечатать свои фотографии на струйном принтере не нужно быть специалистом – достаточно подключить принтер к ПК и вставить бумагу. Кстати, многие модели фотопринтеров принтеров позволяют печатать снимки и напрямую из цифровой камеры.

Epson Expression Premium XP-600
Epson Expression Premium XP-600

Новые  струйные принтеры могут распечатывать цифровые снимки с разрешением 4800 dpi и более. Для качественной распечатки фотоизображений лучше всего подойдут специализированные модели струйных устройств, например, в четырех- или семицветном исполнении. С помощью таких устройств можно получать отпечатки, которые мало в чем уступают фотографиям, отпечатанным в фотолаборатории. На них можно распечатывать снимки и в большом формате (А4, 20 х 30).

Правда, по цветовой гамме фотографии, отпечатанные на домашнем струйном принтере, все же могут немного проигрывать отпечаткам, сделанным в минилабе, из-за использования более бедной цветовой модели на основе компонентов CMYK. Также стоит отметить такой недостаток, как неустойчивость отпечатков к влаге даже при использовании очень качественных чернил иди фотобумаги.

Canon PIXMA iP8740
Canon PIXMA iP8740

Если Вы планируете распечатывать цифровые снимки дома только в небольшом формате (например, 10 х 15), то имеет смысл приобрести не струйный, а сублимационный принтер. Он основан на использовании принципа сублимации, то есть в процессе работы применяется нагревательный элемент и специальная пленка, с помощью которой краска переносится на бумагу. Важно, что при нагревании краситель попадает внутрь бумаги и там закрепляется. Поэтому отпечатки получаются более качественными и долговечными. Они обладают устойчивостью к выцветанию и хорошо противостоят неблагоприятным внешним воздействиям.

Кроме того, снимки, распечатанные на сублимационном принтере, в сравнении с обычной струйной печатью получаются более яркими и более насыщенными по своей цветовой гамме. В то же время сублимационные принтеры менее скоростные в работе и характеризуются более высокой стоимостью. Но если Вы хотите получать действительно качественные снимки с широкой цветовой гаммой в домашних условиях, то такой принтер будет оптимальным вариантом.

В целом же, если говорить о преимуществах распечатки снимков на принтере, то можно отметить следующее. В первую очередь, это удобство и скорость, плюс конфиденциальность (можно быть уверенным, что фотографии впоследствии не окажутся где-то в сети). Однако расходные материалы для принтера могут оказаться довольно дорогими. Это может стать проблемой, если Вы часто фотографируете и хотите видеть результаты съемки на бумаге. Себестоимость каждого отдельного отпечатка получается при таком способе выше, чем при распечатке в фотолабе.

Минилабы

В мини- или фотолабах используется дорогостоящее печатное оборудование. Весь процесс печати автоматизирован. Принцип работы оборудования схож с тем, что применяется при печати пленочных изображений: бумага со светочувствительной эмульсией засвечивается светом от лазерной или светодиодной головки. Только вместо негатива пленки здесь используется цифровой файл со снимком. Качество отпечатков получается очень высоким, хотя многое, разумеется, зависит от качества самих цифровых фотоизображений. Фотолабы также характеризуются тем, что способны выдавать в час большие объемы отпечатков малых и средних форматов (преимущественно от 10 х 15 до 30 х 90 сантиметров).

minilab
Минилаб

Фотографии, отпечатанные в фотолабе, могут похвастаться хорошей передачей оттенков и тональных переходов. Здесь число возможных цветов каждой точки фотографии на бумаге существенно превосходит возможности обычных струйных принтеров, поэтому палитра цветов оказывается более широкой. Если Вам требуется печать цветных снимков с высокой детализацией и одновременно плавными тональными переходами, то рекомендуется воспользоваться услугами фотолаборатории.

Ко всему прочему, такие предприятия предлагают своим клиентам полный цикл «мокрой» обработки, включая отбеливание, фиксирование, стабилизацию и сушку. Благодаря этому отпечатки получаются долговечными и качественными. В альбомах такие фотографии могут спокойно сохранять свой первозданный вид в течение многих десятков лет.

Но перед тем как распечатывать большие или важные для Вас цифровые снимки, нужно выбрать подходящую фотолабораторию. Для этого можно взять парочку изображений и распечатать их в нескольких лабораториях. А потом сравнить полученные результаты и выбрать тот, который приглянулся больше остальных. При существенных объемах печати, себестоимость каждого снимка получается меньше, чем при печати на принтере. Пожалуй, единственный минус минилабов – сам процесс получения отпечатков несколько затянется.

Подготовка к печати

Какой бы вариант Вы не предпочли, все равно требуется сначала грамотно подготовить изображения к печати. Причем способы  такой подготовки достаточно универсальны и применимы как к печати на фотопринтере, так и в минилабе. Следует обратить свое внимание на следующие моменты:

— Кадрирование

При подготовке к печати нужно правильно подогнать размеры исходного файла к размерам отпечатка. То есть необходимо кадрировать фотографию под конкретные геометрические параметры. Недостаточные или избыточные размеры цифрового снимка могут ухудшить качество отпечатка.

Кадрирование - исходное изображение
Кадрирование — исходное изображение

Как правило, перед печатью своих снимков многие фотографы пытаются отыскать во всемирной паутине таблицы, в которых приводится соответствие мегапикселей сенсора камеры с возможными форматами печати. Однако нужно понимать, что такие таблицы достаточно условные. Ведь восприятие той или иной картинки зависит и от условий просмотра. В целом же, каждый снимок может смотреться совершенно по разному в различных вариантах кадрирования и формате отпечатка.

Кадрирование - убрали лишнее
Кадрирование — убрали лишнее

Иногда приходится подолгу «крутить» изображение, чтобы выбрать для него оптимальный вариант кадрирования.

— Коррекция резкости

Коррекция резкости
Коррекция резкости

Обратите внимание, что после кадрирования фотоизображения может несколько понизиться его четкость, поэтому нужно будет дополнительно подкорректировать резкость. В противном случае готовый отпечаток может чуть потерять в детализации.

— Цветокоррекция

Достаточно распространенное явление, когда на мониторе компьютера снимок кажется сочным, ярким и привлекательным, а на отпечатке – насыщенные цвета уходят и фотография получается довольно бледной. Часто это получается вследствие того, что цветовой профиль машины или домашнего фотопринтера не совпадает с профилем дисплея. Цветовой профиль – это особый файл, который описывает цветовое поведение монитора или печатающего устройства. Можно сказать, что каждое устройство «видит» и воспроизводит цвета по-разному.

Цветокоррекция - делаем изображение посветлее
Цветокоррекция — делаем изображение посветлее

Поэтому, чтобы избежать несоответствия цветов на мониторе и готовом отпечатке, рекомендуется для начала грамотно настроить свой дисплей с помощью процесса калибровки. Учтите, что в фотолаборатории каждая печатная машина также имеет собственный профиль. В этой связи Вам необходимо будет преобразовать встроенный цветовой профиль в профиль печатной машины.

Делается это программными средствами. Но для этого нужно будет попросить у оператора фотолаба скинуть Вам  на флешку файл с цветовым профилем их оборудования. Важно, чтобы профиль Вашего экрана соответствовал цветовому профилю печатающего устройства. Тогда цвета на отпечатке будут ровно такими, какими Вы их видите на экране своего компьютера. Если Вы распечатываете фотографии на домашнем принтере и недовольны качеством цветов, можно немного подкрутить контрастность и  насыщенность снимков до желаемого уровня в редакторе.

Отдельный вопрос – выбор бумаги. Некоторые виды бумаги могут быть слабоконтрастными и поэтому подходят только для печати снимков с яркими, контрастными сценами. Фотографии, которые были отсняты при недостаточном освещении, лучше печатать на более контрастной бумаге. Матовая или глянцевая? На этот вопрос однозначного ответа нет. Фотографии на блестящей глянцевой бумаге получаются чуть более живыми и контрастными по своему восприятию, но при этом сами отпечатки оказываются менее практичными, поскольку на них более заметны следы от пальцев или различные пятна. Глянцевая бумага также не лучшим образом ведет себя под пленкой в альбоме. Здесь невозможно дать какие-либо четкие рекомендации. На практике фотографы часто меняют тип фотобумаги от случая к случаю, выбирая тот или иной вариант лишь по настроению.