Поход в горы – это возможность вдохнуть глоток чистого, освежающего воздуха, почувствовать адреналин в крови, стремительный ветер, развивающий волосы, и теплые солнечные лучи на своей коже. И, конечно, восхититься впечатляющими панорамами горных хребтов и удивительной красотой гор. У всех, кто побывал в горах, возникает непреодолимое желание сфотографировать горные пейзажи и оставить на память прекрасные ощущения от своего увлекательного похода. Фотографиями гор умиляются даже те, кто никогда не видел эти огромные массивы собственными глазами. Однако съемка в горах имеет свою специфику. Фотографии должны передавать всю ту красоту, которую видит фотограф через объектив своей камеры. И здесь приходиться учитывать целый ряд нюансов.

Фотосъемка гор во многом похожа на обычную пейзажную фотографию. Например, касательно того, какое время лучше всего выбрать для съемки. Опытные фотографы-путешественники сходятся на том, что самые красивые фотографии горных вершин и их окрестностей получаются на закате и рассвете, что обусловлено, в первую очередь, мягкостью теней и теплым светом.

Съемка в горах

В то же время съемка гор имеет и свои особенности, о которых нужно помнить фотографу. Не стоит забывать, что в горах погода меняется очень быстро, и, порой, совершенно непредсказуемо. То же самое касается и изменений условий освещения – они также происходят стремительно, что существенно осложняет работу фотографа. Если в горах облака начинают заслонять солнце, то освещение меняется более заметно, чем в обычных условиях, поскольку слишком велика разница между светом и тенью. Фотограф всегда должен быть готов к непредсказуемой погоде. Необходимая экипировка для фотографа, желающего поснимать в горах – водонепроницаемая, теплая одежда и горные ботинки с нескользкой подошвой.

Воздух в горах становится все более разряженным с повышением высоты. В плане особенностей фотографии это обуславливает наличие очень насыщенного цвета неба – голубого со склонностью к синеве. Подобный цвет возникает в силу высокой доли ультрафиолета в световом спектре. Высокий уровень ультрафиолета на значительных высотах в горах также вызывает появление голубоватой дымки вдали.

Горы

В горных условиях становится заметным сильный контраст по освещенности и цветовой температуре между областями, располагающимися в тени и на солнце. Поскольку в разреженном горном воздухе контраст с солнечным светом ярко выражен, то фотографы предпочитают устанавливать экспозицию по хорошо освещенным участкам, а не по теням.

Фотооборудование

Итак, начнем с того, что же понадобится Вам для осуществления фотосъемки в горах, и какие требования предъявляются к используемому фотооборудованию. Что касается фотоаппарата, то совершенно очевидно, что он не должен быть слишком большим и громоздким, чтобы не сильно мешать Вам во время изматывающего горного похода. В то же время обычная «мыльница», пусть и с некоторыми расширенными функциональными возможностями, не подойдет.

В идеале, камера не должна стеснять Ваши движения в сложных горных условиях, при этом обеспечивая все возможности для полноценной съемки. У фотоаппарата должен быть прочный, надежный влагозащищенный корпус, чтобы ему не был страшен никакой мелкий дождь или пыль. Это важно в горных условиях, где, как мы уже выяснили, погода меняется стремительно. Для камеры можно захватить какой-нибудь защитный чехол от дождя.

Объектив для съемки гор обязательно должен обладать возможностью многократного оптического приближения. Ведь в горах не всегда можно свободно перемещаться из одной точки в другую, выбирая наиболее подходящий ракурс. Камера, имеющая хороший зум, расширяет возможности фотографа для съемки интересных объектов на разном расстоянии. В принципе, опытные фотографы используют два типа камер для гор – легкую «дорожную», совершенно не стесняющую движения во время переходов, и «творческую» зеркальную камеру, которая надежно защищена от влаги, пыли и механических повреждений, и предоставляет более широкие возможности для съемки.

Нац. парк Дурмитор

Пейзажи снимают преимущественно на широкоугольные объективы, поскольку такая оптика позволяет получать четкие, хорошо сфокусированные кадры, как на переднем, так и на заднем плане. Так же широкоугольный объектив делает объекты на переднем плане больше, а на заднем – меньше, тем самым, создавая ощущение пространства. Для съемки в горных ущельях лучшего всего подойдет короткофокусная широкоугольная оптика, позволяющая охватить всю панораму. Впрочем, если использовать сверхширокоугольный объектив, то он будет значительно удалять задний план, неприятно искажая пространство.

Может пригодиться и длиннофокусная оптика, которая предоставляет возможность снимать удаленные горные вершины и позволяет разместить в кадре сразу несколько разно удаленных объектов. Рекомендуется взять с собой в горы небольшой набор сменных объективов, например, зум-объектив 17-70 мм и телеобъектив 70-200 мм. Вместо зум-объектива можно взять оптику с фиксированным фокусным расстоянием и высокой разрешающей способностью. В частности, будет достаточно 28 мм объектива.

Кроме оптики и камеры, Вам, скорее всего, понадобится штатив. Однако носить с собой штатив во время перемещения в горах – занятие не из легких. Тяжелый и громоздкий штатив, хотя он и будет более устойчивым в условиях сильного ветра, все же лучше оставить дома. Таская такую тяжесть с собой в течение нескольких часов, Вы вряд ли сможете сконцентрироваться на качестве своих снимков. Когда устаешь – фотографии чаще всего получаются плохими. Практика показывает, что в горах каждый грамм на вес золота. Штатив, конечно, нужен, но в идеале он должен быть одновременно устойчивым и легким. Например, можно использовать трехсекционный штатив с универсальной шаровой головкой.

Из дополнительных аксессуаров можно прихватить с собой в горы поляризационный и градиентный фильтры. Поляризационный фильтр помогает делать более красивые снимки неба, а градиентный служит для того, чтобы получить более экспонированные кадры в условиях существенного перепада контраста между небом и землей. Также перед походом в горы стоит проверить наличие пустой флешки в камере и запасной, плюс рекомендуется обзавестись дополнительной аккумуляторной батареей. Две карты памяти и два источника питания – все это крайне необходимо, ведь в горах Вы не сможете найти электрическую розетку или магазин, продающий фото аксессуары.

Съемка в горах

Определившись с необходимым набором фотооборудования, перейдем непосредственно к специфике съемки в горах. Пожалуй, самый важный момент при съемке в горах – это определение правильной экспозиции. В горных условиях контрастность очень высока, и если стоит яркая солнечная погода, а в кадр попадает снег или насыщенное голубое небо, встроенный экспонометр имеет свойство несколько завышать свои показания, вследствие чего кадр получается слишком темным. Поскольку условия освещения в горах могут меняться очень быстро, лучше использовать не ручной режим съемки, а режим приоритета диафрагмы. Светочувствительность ISO обычно выставляется на минимальный уровень. Если съемка производится со штатива в ясный солнечный день, то рекомендуется снимать в промежутке диафрагм от 8 до 11. В пасмурную же погоду стоит чуть больше открыть диафрагму.

Горный пейзаж

Самый главный вопрос – как замерять экспозицию? Тут фотографы используют различные способы. Например, выбирается самый светлый участок на среднем или ближнем фоне, по которому и замеряется экспозиция. Лучше, конечно, избегать сильноконтрастных фотографий и компоновать кадр таким образом, чтобы освещение оказывалось более-менее однородно. В целом, оптимально проводить экспонирование по какому-либо объекту средней яркости, чтобы получить качественные результаты. Однако при съемке красивых закатов или рассветов в горах имеет смысл определять экспозицию по участку неба, находящемуся примерно на двадцать – двадцать пять градусов выше солнца.

Можно использовать одиночный автофокус с фокусировкой по центру, причем в настройках фотоаппарата нужно указать, чтобы при блокировке фокуса значение экспозиции не изменялось. Это позволяет применять прием с перефокусировкой. Вы наводите центр видоискателя на нужную точку, нажимаете кнопку спуска затвора до середины, после чего смещаете камеру в одной плоскости (не меняя расстояние до объекта), чтобы получить интересную композицию. Далее осуществляете кадрирование по своему вкусу и нажимаете спусковую кнопку до конца. Таким способом можно добиться того, что в кадре резким будет именно тот объект, который Вам нужен, причем экспозиция будет замерена по нему.

Если Вы снимаете без штатива, то для получения резких фотоизображений имеет смысл задействовать систему стабилизации, причем лучше всего ту, которая встроена в объектив. При съемке со штатива вибрации, создаваемые изменением расположения линз в объективе или положения матрицы в корпусе фотоаппарата, могут повлиять на четкость картинки, поэтому в этом случае систему стабилизации лучше отключить. При использовании штатива рекомендуется активировать таймер (автоспуск) на две секунды или позаботиться о пульте дистанционного управления.

Поскольку горы мы чаще всего видим снизу, то, возможно, стоит искать более интересные ракурсы, чем простая съемка у подножья гор или с дороги. Такие снимки вряд ли смогут привлечь внимание зрителя, они обычные и доступны всем. Если Вы хотите создать действительно впечатляющие и интересные снимки гор, то лучше выбирать ракурсы с необычных позиций, например, сверху вниз. Для этого потребуется вскарабкаться на вершину (если это возможно) или подняться как можно выше и сделать снимки параллельно линии горизонта, либо с верхнего ракурса вниз.

Осень в горах

В горах чаще используйте контровый свет и силуэты, не забывайте снимать против солнца – зачастую получаются очень яркие, незабываемые кадры. Ищете в горах яркие насыщенные краски, особенно в часы рассвета и заката. Во время любого похода на пути Вам будут часто встречаться объекты, которые, казалось бы, никак не связаны с темой гор. Например, старинные сооружения или современные постройки. Их неплохо было бы также сфотографировать на фоне гор.

Если Вы выбрали какую-либо сцену в горах для съемки, рекомендуется сделать еще несколько дополнительных кадров слева и справа от нее с теми же установками экспозиции – возможно, при обработке снимков Вы сможете сделать более объемную панораму или как минимум добавить своей фотографии пространства по горизонтали. Для масштаба можно использовать человека в кадре, к тому же, это придаст особую достоверность Вашей фотографии.

Отправляясь в горы с фотоаппаратом, не забывайте о своей безопасности. В горах подвернуть ногу или получить какую-либо серьезную травму ничего не стоит. Поэтому перед походом в горы, Вы должны внимательно изучить рельеф того места, куда Вы собрались, погодные условия, наиболее интересные места и подстерегающие опасности. Самый оптимальный вариант – найти проводника, который много лет живет в конкретной местности и знает о ней практически все. С помощью такого опытного человека Вы сможете обеспечить создание наиболее благоприятных условий для своего путешествия и выполнения самой фотосъемки в горах.