ДомойФотографияФотографыЙозеф Судек: «Затвор можно нажимать и одной рукой»

Йозеф Судек: «Затвор можно нажимать и одной рукой»

Йозеф Судек – наиболее известный чешский фотограф со своим собственным видением мира. Потеряв на войне руку, он смог преодолеть свои ограниченные возможности и создать множество удивительных по красоте и атмосфере фотографий. Йозеф Судек отличался застенчивым, скромным характером, он пренебрегал роскошью и современными благами цивилизации. Фотография для великого чешского мастера стала своеобразным инструментом коммуникации с людьми и окружающим его миром.

Значительную часть своей жизни Судек провел, не выходя за пределы своей маленькой студии, однако это ничуть не помешало ему раскрыть свой потрясающий талант и даже стать одним из основателей чешской фотографической школы. Во многом именно благодаря его творчеству сформировалась так называемая «новая чешская фотография». Фотографии Йозефа Судека всегда отличались собственной притягательностью и магнетизмом, он умел передавать красоту простых предметов и вещей, окружающих нас в быту, с помощью мастерски выстроенной композиции и тонкой игры со светом.

Родился знаменитый чешский фотограф в 1896 году в городе Колин на территории современной Чехии. В подростковом возрасте он переехал в Прагу, где сумел обучиться мастерству переплетчика. К этому времени относится его первое знакомство с фотографией, однако поначалу простые опыты с фотоаппаратом не воспринимались Судеком серьезно. Он больше увлекался музыкой. Будничную жизнь молодого человека кардинальным образом изменила Первая мировая война.

Йозеф Судек был призван в армию в 1915 году и его сразу отправили на итальянский фронт, где вскоре он получил серьезное ранение в правую руку. Вследствие страшной гангрены руку, в конечном счете, пришлось ампутировать. В течение нескольких лет Судек лежал в военном госпитале, молодой человек долго не мог свыкнуться с неутешительной реальностью. Ему требовалось какое-то занятие, чтобы отвлечься от печальных мыслей. Таким занятием и стала фотография.

Впоследствии свой выбор Йозеф Судек объяснял очень просто: «Затвор можно нажимать и одной рукой». Хотя он также пробовал заниматься живописью, но фотография на тот момент казалось ему наиболее доступным видом творческой деятельности из всех возможных, способной приобщить его к искусству. Естественно, что в самом начале он и не думал зарабатывать фотографией, просто съемки и эксперименты с фотоаппаратом психологически помогали ему вновь вернуться к нормальной жизни. В течение всей его последующей жизни фотография позволяла Йозефу Судеку на мгновение забывать о жуткой физической и моральной боли.

После выписки из военного госпиталя Судек задумался над тем, как же зарабатывать себе на жизнь, будучи фактически калекой. Он отказался и от должности в конторе, и от мысли открыть собственную торговую лавку. В конечном счете, молодой человек решил зарабатывать своим хобби, то есть фотографией. Для этого Судек некоторое время проучился на фотографическом отделении в Государственном полиграфическом училище, где, кроме художественных аспектов, приобрел первые навыки коммерческой фотографии. В 1927 году, как и некоторые другие его сокурсники, он открыл собственное маленькое фотоателье, в котором ему было суждено жить и работать более сорока последующих лет.

История этого деревянного сарая с небольшим садиком в Праге тесно переплетена с биографией самого чешского мастера. Кстати, местоположение фотомастерской было не очень выгодным, однако это совершенно не испугало нового владельца. Он с воодушевлением принялся за дело и уже через пару десятилетий о фотоателье Йозефа Судека говорили как об одной из городских достопримечательностей.

Большую известность фотографу принесли сделанные им снимки довоенной Праги, причем снимать здания и статуи он предпочитал в сумерках, что позволяло создавать по-настоящему «атмосферные» фотографии. Во второй половине 20-х годов и в 30-е годы чешский фотограф сотрудничал с издательством «Druzstevni Prace». К этому моменту его можно было назвать уже одним из ведущих чешских фотографов. В его портфолио было множество снимков разнообразных жанров – от портретов и натюрмортов до городских зарисовок.

Нужно отметить, что на протяжении нескольких последующих десятилетий взгляды Йозефа Судека на фотографию и перечень его наиболее популярных фотографических сюжетов менялись. В 20-е годы он фотографировал преимущественно своих друзей-инвалидов из военного госпиталя, затем снимал работы по реконструкции Собора Святого Вита в Праге. Также он любил снимать парки в своем родном городке Колин. Судек практически сразу зарекомендовал себя приверженцем, так называемой, пикториальной фотографии, то есть имеющей непосредственную связь с живописью. Огромное влияние на него оказали работы американского фотографа чешского происхождения Драгомир Ружичка, являвшегося одним из основоположников общества фотографов-пикториалистов в США.

Однако с течением времени Судек из сторонников живописной фотографии превратился в одного из ее ярых противников. Свое предпочтение он начал отдавать реалистической, «чистой» фотографии, вследствие чего Судека вместе с его другом Яромиром Функедаже исключили из «Клуба фотолюбителей», в котором в тот момент признавалась только фотография, приближенная к живописи. Не задумываясь, молодые люди основали собственное «Чешское фотографическое общество», которое поставило перед собой цель – освободить фотографию от влияния живописи. В конце 20-х годов Йозеф Судек уже начал вырабатывать свой собственный стиль, который резко отличал его от других фотографов. В 1933 году прошла его первая персональная выставка, работы Судека также были выставлены на Международной выставке социальной фотографии.

И снова многое в жизни чешского мастера перевернула война. На этот раз Вторая мировая. В то время сам фотограф и его скромное фотоателье уже стали широко известны. Поскольку фотографировать на улицах Праги после гитлеровской оккупации было практически невозможно, Судек стал снимать изнутри своей студии. В своем деревянном домике он провел много лет, фактически отгородившись от внешнего мира. Но даже в своей небольшой фотомастерской ему удавалось создавать невероятные и удивительные снимки простых вещей. Он фотографировал натюрморты, ставшие впоследствии классикой жанра. Серия фотографий под названием «Окно моей студии», пожалуй, стала самым знаменитым фотографическим проектом чешского мастера.

После войны Судек снимал чешскую столицу, которая восстанавливалась буквально из пепла. На его ярких послевоенных фотографиях прослеживается горечь, боль от потери близких людей и разрушений, но одновременно и надежда на будущее. К сожалению, после Второй мировой войны в Чехии, как и во всех странах социалистического лагеря, начались гонения на представителей искусства и культуры. На это время маленькая фотостудия Йозефа Судека превратилась в то место, где подпольно собирались музыканты, писатели, художники и фотографы, чтобы пообщаться и поделиться друг с другом новыми идеями.

Естественно, это не осталось без внимания официальных властей и вскоре фотоработы Судека начали подвергаться жесткой критике, хотя напрямую нападать на именитого фотографа все же никто не осмеливался. Тем не менее, это обстоятельство никак не мешало его работе, фотографии Судека по-прежнему выставлялись и издавались в альбомах многотысячными тиражами.

Что касается стиля Йозефа Судека в фотографии, то можно отметить, что он очень любил использовать рассеянный свет и, в частности, снимать какие-либо городские зарисовки и сюжеты в сумерках. Это иллюзорное, магическое освещение, которое тесно переплеталось с состоянием души самого фотографа. Порой рассеянное освещение помогало ему совершенно преобразить, казалось бы, обычные вещи и предметы, которые на снимках приобретали вид настоящих фантомов.

Судек, фотографируя на заре или в сумерках при рассеянном освещении, часто использовал длительные выдержки в несколько десятков минут, вследствие чего его фотоработы приобретали более живописный и сюрреалистичный характер. Судек мог искусно раскладывать экспозицию снимка на несколько отдельных фаз. При этом все его фотографии рождались, безусловно, исключительно на эмоциональной основе и внутреннем настроении самого автора. Снимал чешский мастер тяжелыми и неуклюжими камерами, в результате чего из-за своих ограниченных возможностей ему нередко приходилось обращаться за помощью.

Огромное внимание Судек уделял печати своих фотоснимков, иногда просиживая часами в своей фотолаборатории, чтобы подправить едва различимые нюансы и получить от негатива именно то, что он хотел. Он работал над тем, чтобы передать на своих фотографиях мельчайшие детали и фактуру, объемность изображения, добиться большей фотографической выразительности, что во многом удавалось достичь именно печатью. Однако печать в творчестве фотографа играла скорее вспомогательную роль.

Выдающийся чешский мастер фотографии умер в сентябре 1976 года. К тому моменту его имя уже упоминалось авторитетными журналами и специалистами в числе самых выдающихся фотографов XX столетия, работы Судека стали частью крупнейших мировых коллекций. Мастерская Йозефа Судека быстро обветшала, деревянный домик, в котором фотограф провел значительную часть своей жизни, вскоре был разрушен. Однако в 2000 году знаменитое фотоателье Судека в Праге восстановили и открыли в нем музей, посвященный творчеству и жизни самого знаменитого чешского фотографа.

 Источник: Фотокомок.ру

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ