В основе появления фотографического метода получения изображений лежали фундаментальные открытия ученых в области физики, химии и оптики. Только в первой половине XIX века был изобретен способ закрепления фотографического изображения и, таким образом, началось практическое развитие фотографии. В течение XIX столетия один за одним начали появляться самые разные способы получения изображений, основанные на применении в фотохимических реакциях солей, серебра, платины и железа. Сегодня многие фотографы обращаются к этим устаревшим методам в поисках вдохновения, формы и новых идей. Предлагаем Вашему вниманию знакомство со старинными технологиями получения фотоотпечатков, находивших свое применение еще на заре развития фотографии.

Калотипия

Официальной датой изобретения фотографии считается 7 января 1839 года, когда способ получения фотоизображений на солях серебра, открытый французом Луи Жаком Дагерром, был представлен на заседании французской Академии наук. Но в это же самое время, и даже немного раньше, свои эксперименты по получению негативного изображения на бумаге, пропитанной светочувствительным раствором, начал видный ученый того времени Генри Фокс Тальбот. В своих опытах он основывался на уже известном тогда феномене – уникальном свойстве серебра хранить свет.

Камера для калотипии. 1850 г.

Суть метода Фокс Тальбота заключалась в том, что он помещал бумагу в насыщенный раствор солей и затем после высушивания покрывал раствором нитрата серебра. Полученная бумага, в структуру которой непосредственно проникали химикаты, обладала высокой светочувствительностью. Изображение возникало после контактного экспонирования негатива. Далее следовало закрепить формирование фотографического изображения посредством тиосульфата натрия. Фотоотпечатки, полученные по методу Фокс Тальбота, отличались мягкостью, небольшой контрастностью и хорошей сохранностью. Несмотря на, то что калотипия оказалась более совершенным техническим способом получения фотографического изображения по сравнению с дагерротипией, она так и не получила очень широкого распространения. По одной простой причине – к моменту появления на массовом рынке подобных отпечатков дагерротипия уже пользовалась огромной популярностью.

Дагерротипия

Дагерротипия стала первым практически примененным способом фотографирования, изобретенным французским художником Луи Жаком Дагерром. Метод основывался на использовании отполированной медной пластинки, которая подвергалась в темноте действию паров иода. В результате этого на поверхности пластинки образовывался тонкий слой иодида серебра. Далее пластинку помещали в камеру-обскуру и экспонировали на свету, чтобы она воспринимала желаемое изображение. После чего подвергали действию паров ртути в темноте, получая на ней позитивное изображение снятого объекта. Закрепление изображения достигалось промытием пластинки в растворе сернокислого натрия для удаления остатков иодистого серебра.

В течение десятилетия дагерротипия оставалась самым популярным способом получения фотографического изображения, но уже в середине XIX века ее вытеснили из употребления другие, более совершенные методы. Время экспонирования дагерротипов было слишком велико, а сами пластинки обладали сравнительно малой чувствительностью. Кроме того, для получения нескольких копий изображения необходимо было повторное фотографирование, что затрудняло размножение фотоотпечатков.

Цианотипия

В 1842 году стал широко известен еще один практический способ получения фотографического изображения. Этот метод, изобретенный англичанином Джоном Гершелем, получил название цианотипия. Гершель решил использовать при создании негативов растворы, в которых главным ингредиентом является железо, а не серебро. Раствор железных солей проникал в волокна бумаги, и под воздействием света на ней возникало снятое изображение. Закрепление фотоизображения обеспечивалось простым промытием фотоотпечатка в проточной воде. Отпечатки, полученные таким способом, обладали характерным ярко-синим цветом в полутонах и тенях.

Первоначально Гершель изобрел этот способ для копирования математических таблиц, но простота и дешевизна процесса обеспечила цианотопии популярность у фотографов. Ведь это одноступенчатый процесс с использованием реактивов, которые были доступны и дешевы в то время. Также цианотопия сделала возможным печать на самых разных материалах, в том числе на ткани или даже дереве. Единственная проблема заключалась в том, что цианотипные отпечатки плохо сохранялись в обычных условиях окружающей среды.

Альбуминовые отпечатки

В 1850 году был получен патент на так называемые альбуминовые фотоотпечатки. Альбуминовая печать была предложена французом Луи Дезире. Данный метод заключался в том, что обычные бумажные листы покрывались эмульсией из смеси яичного белка (альбумина), поваренной соли и аррорута. Полученная поверхность бумаги после высыхания покрывалась раствором нитрата серебра для появления чувствительности к свету. Далее бумагу экспонировали в контакте с негативом, изготовленным по какой-либо другой известной тогда технологии. Фотографическое изображение на альбуминовой бумаге появлялось исключительно под воздействием света. В конце процесса изображение на отпечатке закреплялось в ванной с тиосульфатом натрия. Альбуминовые фотоотпечатки были широко распространены, начиная с середины 50-х вплоть до 90-х годов XIX столетия, пока им на смену не пришли желатиносеребряные отпечатки. Они позволяли осуществлять многократную печать с одного негатива при использовании обыкновенной бумаги.

Амбротипия

50-е годы XIX века также ознаменовались появлением мокроколлоидного процесса или амбротипии. Этот способ получения фотографического изображения способствовал массовому распространению фотографии. Традиционные для того времени дагеротипия и калотипия были не доступны широкому кругу людей из-за использования дорогостоящих компонентов на основе серебра. Англичанин Фредерик Скотт Арчер в 1851 году представил свое изобретение, суть которого состояло в применении фотопластинок с коллодионной эмульсией. Для получения такой эмульсии поверхность стеклянной пластинки покрывали раствором йодистого калия в коллодии. Далее ее обрабатывали раствором азотнокислого серебра, вследствие чего и возникала так называемая коллодионная эмульсия. Ее особенность заключалась в том, что она не проявлялась в сухом состоянии, поэтому осуществлять съемку необходимо было тогда, когда пластинка еще оставалась влажной. После экспонирования и проявления пластинки железным проявителем получалось позитивное изображение.

По сравнению с дагеротипией и калотипией, метод Фредерика Скотт Арчера позволял получать отпечатки с лучшей детализацией и более различимыми оттенками. Кроме того, позитивные коллодионные пластинки обладали лучшей сохранностью. Впрочем, амбротипия лишь ненадолго заняла место наиболее популярного способа получения фотоотпечатков и уже вскоре была также вытеснена более прогрессивными методами. Главный минус амбротипии заключался в том, что все манипуляции необходимо было проводить, пока пластинка еще оставалась влажной. Это обстоятельство создавало существенные неудобства для фотографов.

Ферротипия или тинтайп

Во второй половине XIX века амбротипия была вытеснена другим фотографическим процессом – ферротипией. Это способ получения устойчивого изображения, в котором стеклянная пластина была заменена на металлическую, покрытую черной или темно-коричневой эмалью. Использование тонких листов железа вместо стекла позволило еще более снизить стоимость производства снимка. В остальном же метод не претерпел каких-либо существенных изменений по сравнению с амбротипией. Единственное, что благодаря лаку на металлической поверхности удалось также добиться большей долговечности готовых фотоотпечатков. Невысокая стоимость и простота фотографического процесса обеспечили ферротипии или тинтайпу (от англ. слова tin – олово) огромную популярность. Тинтайпы использовались в течение долгого времени, практически до 50-х годов прошлого века.

Каллитипия

Как следствие усовершенствования метода цианотипии, в 1889 году возник новый способ получения фотографического изображения, предложенный химиком В. Николем из Бирмингема. Способ получил название каллитипии и основывался на применении смеси солей железа, щавелевой кислоты и нитрата серебра. Бумага покрывалась такими химикатами и затем экспонировалась на свету. Часть солей железа под действием света переходила в железистое состояние, а серебро, контактирующее с железистыми солями, в свою очередь переходило в металлическое состояние. На бумаге получалось фотографическое изображение, состоящее из маленьких крупиц металлического серебра. Отпечатки, полученные по методу В. Николя, отличались прекрасной градацией тонов и хорошей детализацией. Но каллитипия не получила широкого распространения, став предвестником появления нового фотографического метода – платинотипии.

Платинотипия

Платиновые фотоотпечатки появились в 80-е годы XIX века. Для их создания использовалась обычная бумага, которую подвергали воздействию солями железа и платины. Затем бумага экспонировалась через контактный негатив до появления изображения. Полученные платиновые отпечатки отличались очень высоким качеством с четким и контрастным изображением. Однако интерес к платиновым фотоотпечаткам сохранялся не так долго, как на это можно было надеяться, учитывая преимущества такой технологии. Дело в том, что платина в начале XX века стала резко дорожать и вскоре стала стоить в несколько десятков раз дороже, чем серебро. В результате, фотографы вынуждены были отказаться от использования платинового процесса для получения готовых снимков.

Эти и другие способы получения фотографического изображения оставили свой след в развитии фотографии. Совершенствуя методы получения фотоотпечатков, ученые и энтузиасты продвигали фотографию в массы, делая ее более доступной и интересной широкому кругу людей. В наши дни фотографы пытаются подчеркнуть в этих старинных фотографических методах нечто необычное и интересное, что могло бы использоваться в современной фотографии для получения действительно впечатляющих и ярких снимков.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)