Безусловно, изобретение фотографии изменило мир. Появление и развитие фотографии изменило взгляд человека на мир и жизнь, повлияло на то, каким способом люди стали видеть, преображая этот процесс от просто фиксирования реальности до умения ее конструировать на композиционной плоскости. Изобретение и развитие фотографии – это не просто техническое новшество, как и ряд других, созданных в пышном девятнадцатом веке. Фотография – это новый способ взаимодействия человека и мира.

Возникла фотография благодаря взаимодействию, казалось бы несовместимого. Ее изобретение и развитие — это совместный вклад и труд художников, ученых и инженеров. Фотография являет собой разноплановый, многогранный, разновеликий предмет. В истории ее развития тесно переплелись и искусство, и техника, и наука. На развитие фотографии влияли художественные веяния, сама фотография влияла на них. Именно поэтому, история развития мировой фотографии – это влияние на фотографию достижений науки и техники, искусства, а так же культурной и общественной жизни человечества.

Будучи изобретенной в первой половине девятнадцатого века, уже к его концу, фотография перестала быть уделом избранных и стала доступной для широких масс. Людей привлекали удивительные зрелища, которые демонстрировали фотоаппараты, часто называемые тогда «волшебными фонарями». Позже, фотокамеры становились более простыми в использовании и доступными по цене. Технические достижения в области фотографии привели к тому, что фотографы все больше становились фото-журналистами.

Газеты стали иллюстрироваться фотографиями еще до 1880 года. Первые фотографии на страницах газет печатались металлическими или деревянными гравюрами. В 1880 году, газета «Daily Graphic» впервые напечатала снимок фотомеханическим процессом автотипии. Примерно с 1890 года начинается появление документальной фотографии, которая прочно вошла на страницы газетных полос.

Огромный вклад в популяризацию фотографии в конце 19-го века внес Джордж Истмэн. Фотография была его любимым хобби, однако, его волновало то, что это увлекательное занятие доступно не многим. Он занялся научными изысканиями и проводил опыты, в результате которых была создана первая рулонная фотопленка. В 1888 году, Истмэн изобретает фотоаппарат «Кодак», разработанный специально под эту фотопленку. Продавался этот фотоаппарат с уже заряженной пленкой. Когда пленка была «отщелкана», фотоаппарат отдавался в специальную лабораторию, где пленка проявлялась и печаталась. Затем фотоаппарат заряжался новой пленкой и возвращался владельцу. « Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное» — рекламный слоган Истмэна был весьма правдивым. Однако, его фотоаппараты стоили 25 долларов и такая цена была еще далеко не всем по карману. Выпущенная в 1900 году фотокамера «Box Brownie», собиралась из картона и дерева, а стоила всего 1 доллар, и именно она окончательно сблизила фотографию и самые широкие слои населения.

Пока черно-белая фотография активно завоевывала массы людей, энтузиасты фотодела искали все новые пути в развитии фотографии. Так, благодаря всем известным братьям Люмьер, в 1904 году появилась возможность промышленного метода записи и тиражирования цветных снимков. Этот способ назывался автохромным процессом. Проявленный при помощи этого процесса снимок выглядел как позитивный слайд, с яркой, широкой тональной палитрой. Благодаря этой технологии, фотографы Первой мировой войны, делали снимки военных действий, даже на передовой. Один из самых известных военных фотографов того исторического периода Жан-Батист Турнассу.

Но не только военные фотографы доносили при помощи фотографий правду о реальностях жизни. Огромный вклад в развитие фотодокументалистики внесли ее энтузиасты. Одним из первых был Якоб Ринс, работающий журналистом в «New York Tribune». Его фотографии, показывающие жизнь трущоб Нью-Йорка, стали настоящей агитационной компанией, и повлияли на развитие документального фото современности. Огромное влияние на развитие фотодокументалистики оказала серия фотографий, которую заказал Рой Страйкер. Он работал в правительстве США, в Федеральном управлении защиты сельского хозяйства (FSA), созданном для поднятия сельского хозяйства после Великой депрессии. Собрав группу отличных фотографов, он поставил им задачу показать жизнь на селе. Эта подборка фотографий до сих пор самая публикуемая и выставляемая в мире.

Меж тем, продолжались поиски в области усовершенствования фотокамер. Была изобретена однообъективная зеркальная камера(SLR), которая работала по принципу: зеркало на пути светового луча, идущего из объектива, переводило изображение на фокусировочный экран. Считается, что первой фотокамерой SLR стала «Kine Exakta», которая была выпущена в 1936 году. Однако, некоторые специалисты считают первым зеркальным фотоаппаратом стал советский «Спорт». Параллельно шли разработки по изобретению двухобъективной зеркальной камеры — Twin-Lens Reflex, TLR. Она была устроена проще, чем однообъективная и работала практически бесшумно, при этом давала точную настройку резкости. Однако, оба эти изобретения имели один существенный недостаток – в этих камерах изображение в видоискателе получалось перевернутым слева направо. Но, уже в 1948 году, благодаря тому, что фотоаппараты стали оснащаться пентапризмой, которая позволяла видеть изображение реально, эти недостатки были устранены.

На развитие фотографии, как искусства, оказали влияние модернистские идеи, возникших в Европе в 20 годах двадцатого столетия. Такие течения этого направления, как дадаизм и сюрреализм, вдохновляющие художников в области субъективного и неосознанного, особенно ярко отражались на фотографиях того периода. Правдивость, которую нес фотографический снимок, была прекрасным способом выражения радикальных взглядов фотографов. Наиболее талантливые и последовательные из них, например, Ансель Адамс, Пол Стрэнд и Эдвард Вестон, создали группу в 1932 году, назвав ее «f/64». Эта группа внесла огромный вклад в совершенствование фотографии.

Уже с 1944 года начались опыты в области изобретения моментальной фотографии. А в 1948 году, американец Эдвин Лэнд, выпустил первый фотоаппарат «Model 95 Polaroid». Чуть меньше, чем через 20 лет после этого, появились цветные полароидные пленки, а в 1972 году и полароидные снимки в виде цельной фотокарточки размером с почтовую открытку. Таким образом, моментальная фотография вошла в жизнь многих людей.

Вторая мировая война внесла еще одну огромную веху в развитие фотографии. С одной стороны военные фотокорреспонденты, снимая события с полей войны, доносили до народа все ее ужасы. С другой, расцветала фотография для журналов, таких, которые сегодня принято называть гламурными. Красивые фотографии нарядных и счастливых моделей были призваны отвлекать людей от кошмаров войны.

Неудивительно, что после окончания войны в фотографии начался период новых идей. Наиболее влиятельными из них стали реформистские и гуманитарные идеи. Центром воплощения этих идей стала фотовыставка «The Family of Man» — «Семья Человеческая», которая открылась в 1955 году. Проект, организованный Эдвардом Штайхеном, демонстрировал 503 снимка от 273 фотографов со всего мира. Цель этой фотовыставки формулировалась так: «искусство фотографии — это динамический процесс придания форм нематериальным идеям и донесения их в таком виде другому человеку». Этот знаменитый проект демонстрировался 8 лет, и его посетили более 10 миллионов человек.

В 50-60-тых годах, фотографы становятся все более мобильными, требуется все больше снимков событий и реальности. Снимать движение все еще чрезвычайно трудно. Американский физик Гарольд Эдгертон пришел на помощь, начав исследования в области сверхкоротких экспозиций, которые смогли бы запечатлеть даже невидимые глазу процессы. В результате его исследований появился стробоскоп, который выдавал большое количество света буквально за долю секунды. Это стало основой для разработки и появления портативной фотовспышки. Будучи по профессии физиком, Эдгертон, сделал ряд замечательных фотографий, которые стали классикой, на них смотрели, ими восхищались тысячи людей. Например, фотография пули, которая разрывает карточную колоду. Это яркий пример того, как в фотографии тесно связаны наука и искусство.

Фотография активно проникала в миры, которые ранее были не доступны человеку. Так в сотрудничестве с Эдгертоном, великий исследователь подводного мира Жак-Ив-Кусто, уже в шестидесятых годах при помощи фотографии доносил людям волшебный мир морей и океанов. В 1962 году появилась первая фотография из Космоса. Сделал его астронавт Джон Гленн, пронесший на борт «Меркурия» фотокамеру тайком. Фотография так поразила ученых, что НАССА стала создавать фотоаппараты специально для космоса, в сотрудничестве с «Linhof», «Nikon» и «Hasselblad».

В шестидесятые и семидесятые годы прошлого столетия фотографы становились такими же знаменитыми и популярными персонажами, как звезды кино. Особенно это касалось фотографов, которые делали снимки для газет и журналов мод. В эти годы, именно благодаря фотографам, сексуальность становится инструментом повышения продаж. Фотография этого периода развивается в разных направлениях: в духе свободы и защиты, в рекламе, в пропаганде. Несмотря на свой диссидентский протест, фотография и фотографы становятся в глазах масс истэблишментами.

Фото-кореспонденты, освещающие военные действия во время Вьетнамской войны, показали, насколько велика сила документальной фотографии. Военное командование США, в начале войны приветствовавшее появление фотографов в зоне боевых действий, позже, пыталось воспрепятствовать этому. Именно фотографы доносили до людей честную информацию о том, как американцы бесчинствуют во Вьетнаме. Благодаря фотографиям мир узнал о том, что творится на этой войне. Уже установлено и признано, что серия фоторепортажей Рональда Хаберле, о резне местных жителей американскими солдатами в местечке Май Лай, способствовала тому, что возмущенная мировая общественность в конечном итоге настояла на выводе солдат США из Вьетнама.

В семидесятых, развитие технологий в области фотографирования, позволило еще больше экспериментировать, размывать традиционные границы, импровизировать. Эта тенденция в развитии фотографии привела к тому, что фотография мира мод активно перенимала документальные приемы, а не постановочное фото стало стремиться к высокому искусству. И эта, последняя тенденция, очень интересна. Видеть прекрасное в обыденном, при помощи видоискателя своей фотокамеры и уметь это показать другим, разве это не искусство? Лучшим и признанным талантом этого направления фотографии был Уильям Эгглстон, его снимки увековечивали самые простые вещи – детские велосипеды, уличные вывески, туфли. Другие известные фотографы, например, Стивен Шор, фотографировали совсем неприглядные стороны нашей жизни – грязные улицы, неопрятные здания, пустые бассейны…

Уже в 1970 году начала появляться цифровая фотография. Произошло это очень забавно. Ховард Сочурек, который работал фотографом в журналах «Life» и «National Geographic», случайно нашел выброшенный компьютер. Его выбросили сотрудники НАССА. На нем он начал обрабатывать свои фотографии, опередив «Adobe Photoshop» на 20 лет! Несмотря на то, что он был вынужден фотографировать результаты обработки с телевизионного экрана, его фотографии были просто фантастическими. К сожалению, он очень сильно опередил время, и его новаторство не было встречено с восторгом.

Поворотным, кульминационным стало для развития мировой фотографии сотрудничество с миром рекламы. Фотографы внесли в рекламу свежесть, новые стили, творческую активность. Практически классикой стали остроумные, яркие, визуальные каламбуры фотографов для «Dunhill», «Smirnoff», «Ferguson». Фотографии, используемые в рекламных акциях этих компаний, открыли мир изощренности и зрительного обмана. Это стало возможным благодаря мастерству фотографов, например, Джону Клариджу, полагавшихся, в свою очередь, на умения технических специалистов, которые вручную раскрашивали и изменяли фотографические изображения.

Технологические возможности фотографии перевернули наши представления о мире. Благодаря им, мы смогли увидеть то, что недоступно человеческому взгляду. В медицине – эндоскопы позволили нам увидеть человеческое тело изнутри. Спутники позволили взглянуть на родную землю, зафиксировать и предсказывать погоду, разглядеть земную кору.

Сила фотографии велика и безгранична. От первых, черно- белых изображений светописи, до современных цифровых фотографий, она информирует, провоцирует, радует, развлекает, изменяет наши представления. Фотография и общество людей постоянно обмениваются друг с другом. Это культурный обмен позволил измениться и развиться и людям, и обществу, и фотографии. Фотография расширила кругозор людей, углубила их понимание окружающего мира, показала проблемы происходящих событий. Новые достижения в технологической области фотографии, в частности, развитие цифровой фотографии в девяностые годы, открыли новые горизонты для всех.

Источник: Фотобарахолка -Фотокомок.ру

6 КОММЕНТ.

  1. To: ЛенкО
    Статья написана нашим постоянным автором

  2. Первый аэрограф, Р° это, РїРѕ сути, распылитель краски, был создан Эбнером Пилером, ювелиром РёР· РђР№РѕРІС‹, Рё имел самый чудоковатый РІРёРґ: несколько старых паяльных трубок, изогнутая отвертка, игла РѕС‚ старой швейной машинки, множество гнутых полосок металла, соединенных деревянной конструкцией РёР· Р±СЂСѓСЃРєРѕРІ. Это изобретение вполне выполняло функции аэрографа, Рё могло подключаться Рє, опять же, самодельному компрессору. Считается, что Эбнер закончил СЃРІРѕРµ изобретение РІ 1879 РіРѕРґСѓ Рё назвал его «СЂР°СЃРїСЂРµРґРµР»РёС‚ель краски» для выполнения различных живописных работ акварелью. После этого факта изобретение практически сразу получило известность, Рё уже РІ апреле 1882 РіРѕРґР° компания Charles and Liberty Walkup выкупила Сѓ изобретателя авторские права, уплатив, правда, всего 700 долларов. Инвестиции РЅР° первых порах были РЅР° том же СѓСЂРѕРІРЅРµ — было вложено 150 долларов РІ разработку рабочих моделей. Интересная идея сразу стала набирать обороты, Рё уже РІ августе этого же РіРѕРґР°, компанией были проданы более 60 моделей аэрографов. Настоящим взрывом для аэрографии принято считать международную выставку РІ РќСЊСЋ-Орлеане. РќР° этой выставке были представлены модели аэрографов Phoebe Walkup Рё работы, выполненные этими интересными инструментами.

    Аэрографию как технику живописи долгое время не признавали. Однако со временем она заняла достойное место среди других техник и стала совершенно незаменимой в рекламно-издательской сфере.

    В XX веке аэрография прошла долгий и трудный путь изменения фотоснимков и изображений. Художники поначалу отказывались от новой революционной техники, считая ее слишком холодной и обезличимой из-за необходимости использования механического инструмента. Аэрография считалась второстепенной и применялась в основном для ретуши используемых в рекламных целях изображений. Аэрография же позволяет имитировать любую текстуру и аэрограф в этом практически незаменим.

    После Первой мировой войны, когда в Германии была создана высшая школа художественного мастерства и конструирования Баухауз, значение механической технологии в искусстве возросло, а техника аэрографии стала широко применяться в авангардистской живописи. Постепенно аэрография проникла в сферы промышленного дизайна и рекламы, ее начали использовать для выполнения иллюстраций и производства афиш. Это стало особенно заметным к 60-м годам, когда с появлением поп-арта резко возросло производство плакатов и конвертов для грампластинок, а реклама превратилась в одну из движущих сил массовой культуры. Однако в настоящее время предпочтение отдается компьютерной графике: новейшие технологии предоставляют огромные возможности в плане комбинирования и ретуширования, что позволяет добиться замечательных результатов в формировании изображений.

    Бум аэрографии 60-х

    Р’ 1960-Рµ РіРѕРґС‹ РІ искусстве широкое распространение получили модернистские течения, провозглашался отказ РѕС‚ традиционных методов живописи, приветствовалось использование новых стилистических Рё художественных форм. Для большинства людей главным средством выражения стала музыка; РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим РѕСЃРѕР±РѕР№ популярностью пользовались музыкальные журналы, плакаты СЃ портретами различных исполнителей, немаловажное значение имело оформление обложек РєРЅРёРі. Вес это способствовало Стремительному развитию аэрографии. Техника аэрографии широко использовалась представителями РґРІСѓС… направлений модернистского искусства — РїРѕРї-арта Рё суперреализма. Для основателей РїРѕРї-арта источником вдохновения ста реклама. Аэрограф идеально РїРѕРґС…РѕРґРёР» для создания рекламных плакатов, позволяя качественно ретушировать фотографии. Р’ результате рекламируемый РїСЂРѕРґСѓРєС‚ преподносился РІ более привлекательном РІРёРґРµ, чем РѕРЅ был РЅР° самом деле. РџРѕРї-арт, РІРѕР·РЅРёРєРЅСѓРІ как массовая культура РІ безликом Рё равнодушном обществе, вполне удовлетворял его потребности. Это было оригинальное Рё дерзкое искусство. Сторонникам направления нравился безликий характер РЅРѕРІРѕР№ техники, поскольку РѕРЅРё ставили перед СЃРѕР±РѕР№ целью изготовление привлекательной продукции, рассчитанной РЅР° массовое потребление Рё РЅРµ несущей признаков ипдивидуальность художника. Аэрография, являясь незаменимым средством для представления рекламируемых товаров РІ очень привлекательном РІРёРґРµ, тем РЅРµ менее являла СЃРѕР±РѕР№ важную составляющую творческого процесса.

    Современное искусство аэрографии

    Путь аэрографии РѕС‚ изобретения РґРѕ признания РІ качестве живописной техники был долгим Рё трудным, между тем значение аэрографа для выполнения иллюстраций специалисты оценили сразу же. Преимущества РїРѕ сравнению СЃРѕ всеми РґСЂСѓРіРёРјРё техниками были налицо. Разумеется, иллюстрации РЅРµ получают такой известности, как великие картины, однако РѕРЅРё стали настолько привычными РІ нашей повседневной жизни, что требуют абсолютного профессионализма СЃРѕ стороны художника. Возможность создания идеализированных изображений Рё фантастических образов СЃ помощью аэрографии очень сближает эту технику СЃ сюрреализмом, РІ котором тесно переплелись реальность Рё фантазия. Аэрография стала отправной точкой для появления РЅРѕРІРѕРіРѕ художественного направления — постсюрреализма, объединяющего искусство Рё научную фантастику. Никакая другая техника РЅРµ подошла Р±С‹ столь идеально для создания фантастических картин Рё иллюстраций. Интерес Рє футуристическим мирам был характерен для РјРЅРѕРіРёС… сфер культуры. Приближалось РЅРѕРІРѕРµ тысячелетие, Рё РІ фильмах, РЅР° экранах телевизоров постоянно появлялись изображения космических кораблей, роботов Рё инопланетян. Художники стремились отобразить РІ СЃРІРѕРёС… работах РЅРѕРІСѓСЋ реальность. Общество было одержимо идеями познания будущего РґСЂСѓРіРёС… планет Рё галактик. РќР° картинах люди могли увидеть фантастические РјРёСЂС‹ такими, какими РёС… представлял художник. РџСЂРё работе аэрографом изображения получались чистыми Рё совершенными, что создавало иллюзию реальности. Степень детализации предметов РЅР° картинах РІ значительной степени зависит РѕС‚ характера самого материала. Например, короткие рассказы, детские сказки Рё РєРѕРјРёРєСЃС‹ требуют простых Рё РЅРµ очень детальных иллюстраций, тогда как для научно-технических изданий понадобится более точная Рё детальная визуальная информация.

    В последнее время аэрография стала очень популярна при тюнинге автомобилей. Аэрография придает одному из сотен стандартных одинаковых автомобилей своё собственное, уникальное лицо. C помощью техники аэрографии создаются захватывающие рисунки на машинах. И тут уже нет придела человеческой фантазии. Что только не рисуют: животных, пейзажи, сказочных и фантастических сущесв. Всего и не перечислишь.

    Таким образом РёР· изогнутой отвертка, иглы РѕС‚ старой швейной машинки Рё множества гнутых полосок металла родилось искусство, без которого уже сложно представить наш современный РјРёСЂ — аэрография.

  3. Несколько не в тему, но интересно.

  4. Спасибо большое, очень интересная статья!:)

Comments are closed.