Под брендом Pentax в настоящее время выпускаются фотокамеры, объективы, бинокли, телескопы, микроскопы, разнообразное оптическое и медицинское оборудование. Не многие знают, что именно компания Pentax стала первым японским производителем объективов. Она внесла существенный вклад и в разработку основы конструкции, которая широко используется в современных зеркальных фотоаппаратах. И хотя компания Pentax в 2000-е годы фактически перестала быть самостоятельной, а доля продукции под этой маркой на рынке фотооборудования резко снизилась, тем не менее, практически каждому любителю фотографии хорошо знакомы камеры под этим японским брендом. 

За 90-летнюю историю существования компании фотокамеры Pentax успели побывать и в космосе, и на морской глубине, и в самых отдаленных уголках нашей планеты. А начиналось все с обычной торговой лавки по полировке линз для очков.

 Становление компании Pentax

 В 1919 году в пригороде Токио была основана небольшая компания Asahi Optical Joint Stock Co. – прародительница корпорации Pentax. Компания занималась полировкой стекол для очков, а в ее штате в то время насчитывалось всего несколько человек. По-японски слово «асахи» означает «восходящее солнце». И действительно компания смогла взойти на небосвод как настоящее солнце. Причиной тому стала разработка собственного метода точной полировки линз.

Тогда для полировки стекол для очков практически все компании использовали шерстяную ткань. Специалисты же Asahi Optical в качестве полирующего материала применяли асфальтовую смолу. Этот материал использовали, главным образом, для полировки таких сложных оптических приборов, как астрономические телескопы и микроскопы. И хотя применение асфальтовой смолы для полировки линз не было каким-либо революционным нововведением, но можно сказать, что уже на заре зарождения компании Pentax выразилось ее стремление выпускать продукцию самого высокого качества. Через несколько лет оказалось, что Asahi Optical едва ли не лучше всех в Японии справляется с изготовлением стекол для очков.

Толчком к последующему развитию Asahi Optical послужило сотрудничество с одним из пионеров японского фотопроизводства, компанией Konica, которая в 1929 году предложила руководству предприятия вместо выпуска линз для очков заняться производством объективов для форматных камер Parlet. При производстве фотокамер Parlet в то время широко применялись импортные комплектующие, что, естественно, самым негативным образом отражалось на конечной стоимости продукции. Посредством сотрудничества с Asahi Optical компания Konica смогла найти линзы надлежащего качества на внутреннем рынке для обеспечения более привлекательной цены на камеры Parlet.

Спустя несколько лет был отмечен первый в истории Японии фотобум, произошедший, в первую очередь, благодаря росту популярности переносных форматных камер. Большую роль в этом знаменательном событии сыграли компании Asahi Optical и Konica.

Но в конце 30-х годов страна уже полным ходом начала готовиться к войне. Для нужд разворачивающейся в Маньчжурии военной кампании Asahi Optical наладила выпуск биноклей и оптических прицелов. В этот же период компанию возглавил 27-летний Сабуро Мацумото, за плечами которого был опыт работы в полиграфической промышленности. Уже в тот момент он понял, что предприятию необходимо переориентировать производство от изготовления очковых линз, объективов и оптических прицелов к выпуску фотокамер. В 1938 году для этих целей был даже куплен небольшой деревообрабатывающий завод недалеко от Токио.

Однако мечты о производстве фототехники на время пришлось отложить вследствие резкого ужесточения режима милитаризма и последующего вовлечения Японии во Вторую мировую войну. Фотокамеры обычного назначения перестали кого-либо интересовать, и компания вынуждена была заниматься исключительно выпуском продукции военного назначения.

 Asahiflex – первая зеркальная фотокамера

 Участие Японии во Второй мировой войне обернулось для многих предприятий этой страны настоящим коллапсом. Не исключением оказалась и компания Asahi Optical, которая фактически лишилась своих производственных мощностей и квалифицированных кадров. Президент компании Сабуро Мацумото вынужден был делать все возможное, чтобы восстановить разрушенное производство. У предприятия были долги перед поставщиками и подрядчиками, а также собственными сотрудниками. Получить же оплату за выполнение военных заказов не представлялось возможным.

Погасить долги удалось только за счет продажи уцелевшего оборудования и материалов. Фактически Asahi Optical пришлось начинать все с начала. И хотя у компании не было больших ресурсов, стараниями своего талантливого президента она смогла за короткое время восстановить финансовое положение. Asahi Optical вновь начала выполнять заказы на полировку оптических линз от различных фирм-изготовителей фотокамер.

В послевоенные годы в Японии постепенно стал наблюдаться рост производства японских фотоаппаратов. Сабуро Мацумото вспомнил о своем увлечении фотографией и решил вернуться к планам по производству собственных фотокамер. В то время в Японии уже выпускались самые разнообразные фотоаппараты под марками Сanon, Minolta, Mamiya, Nikon и Olympus. Но все эти камеры были в основном лишь копиями или переделанными аналогами немецких дальномерных 35-мм камер, либо это были фотоаппараты под пленку среднего формата.

Сабуро Мацумото прекрасно понимал, что для того, чтобы заявить о себе в Японии и за ее пределами, компании необходимо выпустить свой собственный, принципиально новый продукт. Asahi Optical приобрела новейшее оборудование для обработки оптических поверхностей и направила своих сотрудников на обучение к известному профессору в лабораторию университета Нагойя. Мацумото поставил амбициозную цель – разработать 35-мм зеркальный фотоаппарат, более совершенный, чем все существующие на тот момент.

Все зеркальные фотоаппараты того времени обладали одним существенным недостатком — зеркало, которое перенаправляло световой поток, проходящий через объектив, формировало в видоискателе перевернутое слева направо изображение. Причем это перевернутое изображение еще и надолго исчезало после спуска затвора, вне зависимости от длительности выдержки. В Asahi Optical решили создать 35-мм зеркалку, которая была бы лишена этого недостатка и при этом соответствовала по своим размерам  дальномерной камере Leica.

 Asahi flex I

Так, в начале 50-х годов на свет появилась зеркальная фотокамера Asahiflex I. Она имела металлический корпус, объектив 50-мм f/3,5 и диапазон выдержек 1/20-1/500. Вопреки ожиданиям продавцы отнеслись к новинке компании довольно прохладно. Все потому, что фотоаппарат оказался слишком революционным для того времени. Гораздо выгоднее и спокойнее для продавцов было работать с уже проверенной продукцией, нежели пытаться продвигать товар с новыми характеристиками.

Впрочем, в компании K. Hattori&Co., Ltd (будущая Seiko Epson) сумели оценить по достоинству новинку и решили помочь в продвижении зеркальной фотокамеры Asahiflex I на рынке. Спустя некоторое время фотографы все же смогли оценить все преимущества новой фототехники, и компания Asahi Optical стала, таким образом, пионером в производстве фотокамер подобного класса в Японии.

 Asahiflex advert

Тем не менее, у Asahiflex I практически сразу обнаружились некоторые минусы. В частности, сильная вибрация затвора при спуске и отдача механизма подъема зеркала в виде незначительного рывка камеры, что приводило к шевеленке. Поэтому логичным развитием камеры стал выпуск зеркального фотоаппарата Asahiflex II с мягким затвором, который давал незначительные вибрации, и механизмом быстрого подъема зеркала. Благодаря революционным технологическим решениям у Asahi Optical фактически не оказалось конкурентов, и популярность серийных камер Asahiflex росла буквально как на дрожжах. Компания вошла в историю благодаря изобретению механизма быстрого автоподъема зеркала.

Камера Asahi Pentax с пентапризмой

Следующим шагом AsahiOptical стала разработка зеркального фотоаппарата, оснащенного не только механизмом быстрого автоподъема зеркала, но и пентапризмой. Это пятигранная зеркальная конструкция, которая дает возможность отображать в видоискателе нормальное, а не перевернутое изображение. Сегодня использование пентапризмы стало нормой для всех зеркальных фотоаппаратов. Однако в 50-е годы пентапризмы широко применялись только в производстве военной оптики.

Поначалу руководство компании AsahiOptical столкнулось с тем, что полировка зеркал для пентапризм осуществлялась вручную, а потому стоила чрезвычайно дорого. Но автоматизация процессов производства позволила Asahi Optical получать очень дешевые пентапризмы, которыми  компания тут же начала оснащать свою новую зеркальную фотокамеру.

 Asahi Pentax

В 1957 году на рынке появилась легендарная фотокамера Asahi Pentax, унаследовавшая конструктивные особенности серии Asahiflex, но, плюс ко всему, оборудованная еще и пентапризмой. Слово Pentax в названии камеры как раз и говорило о наличии пентапризмы в оптической схеме видоискателя (PENTAprism + refleX). Модель Asahi Pentax получила широкое признание благодаря новшеству конструкции и мгновенно стала лидером продаж. Благодаря этому успеху компания  Asahi Optical смогла выйти на европейский и американский рынки со своей продукцией под маркой Pentax.

 В 60-е годы японская компания продолжила совершенствовать свои камеры. Была выпущена камера Pentax H3, оснащенная полностью автоматизированным механизмом диафрагмы и затвором, а также модель Pentax H3V с внешним экспонометром и таймером, что также являлось новшеством для японской фототехники. А в 1964 году компания представила камеру PentaxSpotEye, оборудованную TTL-экспонометром.

Система Super-Multi Coating и байонет «K»

 70-е годы прошлого столетия оказались для Pentax, пожалуй, самым удачным и успешным временем. Компания первой среди всех производителей фотографической оптики начала наносить на линзы своих объективов специальное многослойное просветляющее покрытие. Это покрытие было запатентовано под названием Super Multi Coating (SMC). Хотя просветление для линз применяли еще до войны, но это был всего лишь один слой толщиной не более 0,00015 мм, который способствовал снижению коэффициента отражения стекла примерно с 4% до 2%. Несмотря на присутствие такого слоя, линза все равно ловила блики.

Поэтому специалисты Pentax придумали новую технологию нанесения просветления — семью очень тонкими слоями, по одному слою для каждого видимого цвета спектра. Так появилась система SuperMultiCoating, позволившая снизить коэффициент отражения до 0,2%. Благодаря такому очередному революционному решению линзы Pentax перестали ловить блики. Аналогичная система впоследствии начала применяться и другими производителями. Примечательно, что фирменное покрытие Pentax под названием Super Multi Coating до сих пор используется при производстве объективов компании.

Вплоть до 1975 года все фотокамеры Pentax использовали классические  резьбовые соединения М37 и M 42, история разработки которых восходит еще к довоенным временам. Эти соединения были чрезвычайно распространены, но отличались неудобством в пользовании, поскольку фотографам приходилось долго накручивать объектив на фотокамеру. Для того, чтобы упростить этот процесс, в Pentax решились на разработку собственного, абсолютно нового байонета. В результате, на рынок была выведена модель фотокамеры K2 с новым типом крепления объективов «K».

Pentax k2

В том же 1975 году компания выпустила еще две камеры серии K и вместе с ними более двадцати объективов с фиксированным фокусным расстоянием и четыре зум-объектива. Новая система крепления «К» была безоговорочно принята любителями фотографии и дожила вплоть до наших дней без каких-либо существенных изменений.

Pentax K1000

В 1976 году была представлена камера K1000 на новом  байонете, снабженная тканевыми шторками затвора горизонтального хода и системой стрелочного отображения выбранной экспозиции. Этот фотоаппарат стал одним из самых успешных для Pentax за всю историю и быстро приобрел огромную популярность у начинающих фотографов. Данная модель выпускалась практически на протяжении двадцати лет.

В конце 70-х – начале 80-х годов в истории компании Pentax произошло еще несколько знаменательных событий. В 1979 году фотокамера Pentax Auto 110 была выбрана космическим агентством NASA для проведения съемок в космосе. А в 1981 году компания представила первый в мире зеркальный фотоаппарат с TTL-автофокусом – модель ME-F. В том же 1981 году Pentax стал первым производителем фототехники, кому удалось преодолеть отметку в 10 миллионов выпущенных зеркальных фотоаппаратов. Вначале 80-х годов японская компания также представила свою первую программируемую камеру  с шестью режимами съемки.

Цифровая фототехника

Переход в цифровую эру оказался для Pentax довольно сложным. Свой прототип компактной цифровой камеры Nexa компания представила еще в 1987 году. Камера была оснащена ПЗС-матрицей с функцией датчика экспозамера и 3-кратным зум-объективом. Но первая серийная цифровая камера под названием EI-C90 вышла в свет только спустя восемь лет. Эта камера изначально разрабатывалась как устройство для получения изображений для использования на компьютере. Она отличалась довольно скромными размерами, имела 50 мм f/2.8 объектив и CCD-матрицу, которая позволяла получать фотоснимки с разрешением 768 х 560 пикселей. Стоил этот фотоаппарат порядка тысячи долларов.

Первый же зеркальный цифровой фотоаппарат компания Pentax представила только в 2000 году. Он получил кодовое название MR52 и был снабжен полноразмерной 6-мегапиксельной матрицей. Однако этой камере так и не было суждено было выйти в серию. Вместо нее Pentax совместно с компанией Hewlett-Packard выпустила двухмегапиксельную зеркалку с несменным 3-кратным зум-объективом. Но эта модель оказалась неудачной и вскоре была снята с производства. Только в 2003 году была представлена полноценная 6-мегапиксельная цифровая «зеркалка» Pentax под названием *istD.

 Pentax *istD

К концу 90-х годов Pentax стала серьезно проигрывать своим конкурентам – компаниям Nikon и Canon, которые уже вовсю разрабатывали цифровую фототехнику с качественно новыми характеристиками. К последним значительным успехам Pentax можно отнести выпуск в 1997 году первой в мире среднеформатной автофокусной зеркальной камеры 645N, которая получила все возможные награды от самых престижных европейских и мировых журналов о фотографии. Она отличалась высокоточной системой автофокусировки, компактными размерами и мобильностью. Модель Pentax 645N до сих пор остается одним из самых популярных пленочных среднеформатных фотоаппаратов со сменной оптикой в мире.

 Pentax 645N

В 2006 году японская компания официально представила цифровую зеркальную камеру профессионального уровня Pentax K10D, ставшую настоящим рекордсменом по количеству мировых наград. Наследницей K10D стала модель K100D с 6-мегапиксельным сенсором, которая быстро приобрела широкую популярность у начинающих любителей фотографии.

Pentax K-5

Одна из последних значительных новинок компании модель Pentax K-5, была анонсирована в сентябре 2010 года и позиционировалась компанией как камера профессионального класса. Камера оснащена пылевлагонепроницаемым корпусом из магниевого сплава.

Последние годы развития знаменитой японской компании ознаменовались серьезными структурными изменениями. Сначала в 2008 году компания Pentax Corporation перестала быть самостоятельной и вошла под именем Pentax Imaging Systems Division в состав Hoya Corporation. При этом торговая марка Pentax была сохранена.

А в 2011 году компания Ricoh Company объявила о завершении сделки по поглощению Pentax Imaging Corporation и об изменении названия приобретенной компании на Pentax Ricoh Imaging Company. Именно эта фирма сегодня и занимается разработкой, производством и продажей цифровых камер под всемирно известным брендом Pentax.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)