Сегодня невозможно представить себе нашу жизнь без фотографии. Фотографии сопровождают нас везде – реклама, газеты и журналы, книги, витрины магазинов, семейные фотоальбомы, многочисленные фото в наших компьютерах… Меж тем фотография была с человеком не всегда. История изобретения фотографии увлекательна и в ней приняли участие многие ученые из разных стран мира, а длилась она не один век. Однако, при этом, Днем рождения фотографии считается 7 января 1839 года. Условно, изобретение фотографии можно разделить на два периода. Первый, разработки ученых до официального Дня рождения фотографии, второй – от дня рождения до наших дней.

 

Изобретение фотографии. Первый период.

 

 

Слово фотография имеет греческие корни и переводится, как светопись. Определений понятию фотография не мало, но суть их одинакова. Кратко, фотография – это целый ряд способов получения различных изображений путем воздействия света на светочувствительные материалы и закрепления их при помощи химической обработки. Из определения становится понятно, что для того, чтобы изобрести фотографию, ученые вели изыскания в нескольких областях: изучали воздействие света на различные вещества, в том числе и на светочувствительные, изобретали и совершенствовали способы получения прочных, закрепленных светописных изображений, улучшали камеру — обскура. Камера -обскура – это прототип, предшественник фотоаппарата, в дословном переводе означающий «темная комната».

 

Итак, еще до нашей эры, великий древнегреческий философ Аристотель писал в одной из своих работ о том, что проникающий через небольшое отверстие в темную комнату свет, может образовать на противоположной стене изображение предметов, расположенных перед окном, на улице. При этом, он заметил, что величина изображения предмета зависит от того, на каком расстоянии от окна находится стена – чем дальше стена, тем крупнее изображение. Наблюдение и фиксация этого эффекта в дальнейшем использовались для рисования, а так же для различных опытов.

 

Камера-обскура появилась гораздо позже, в средние века. Одно из первых описаний ее дал Леонардо да Винчи. В 1544 году голландский ученый Гремм Физиус наблюдал солнечное затмение при помощи камеры — обскура, чертеж и описание которой он дал в своих научных трудах. Немного позже эффект, который давала камера-обскура, был использован в некоторых переносных приборах, внешне напоминающих современный павильонный фотоаппарат. Первое описание камеры — обскура с плоско-выпуклой линзой сделал венецианский ученый Барбаро. Эта камера позволяла увеличивать отверстие, сквозь которое проникал свет в камеру, и усиливать яркость получаемого таким образом изображения. Много усовершенствований в камеру — обскура внес великий Кеплер. Он изобрел такую систему оптики, которая позволяла увеличить угол поля зрения камеры за счет выпуклой и вогнутой линз. И произошло это еще в далеком 1611 году.

 

В другой области, а именно в наблюдении за химическими действиями света на различные вещества, так же происходили важные открытия. Так, в 1725 году русский исследователь Бестужев-Рюмин проводил опыты и обнаружил изменение цвета хлорного железа под воздействием света. В 1727 году, немецкий ученый Шульце проводил первые исследования по изменению свойств солей серебра в результате попадания на него световых лучей. Результатами этих исследований стало открытие, которое заключалось в том, что мел, пропитанный раствором серебра и азотной кислотой, приобретает свойство изменять цвет под воздействием солнечных лучей. В 70-ых годах восемнадцатого века был сделан следующий, важный шаг к  расширению знаний о свойствах серебра и света. Этот шаг был сделан шведским химиком  Шееле, который проводил опыты по влиянию на соли серебра различных цветов солнечного спектра. Результатом этих опытов стал вывод о том, что наибольшей активностью обладают лучи сине-фиолетовой зоны. Исследования в области воздействия света на различные химические соединения продолжались различными учеными и далее, в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Так, в 1818 году, русский ученый Гротгус  установил связь фотохимического превращения в веществах с поглощением света. Чуть позже, англичанин Гершель и американский химик Д. Дрейпер так же вывели эту связь. Это послужило немалым толчком к поискам способов закрепления светового изображения. И это открытие стало основным законом фотохимии.

 

Стоит отдельно выделить работы английских ученых Т. Веджвуда и Г. Деви, так как их открытия были очень важны в истории изобретения фотографии. Веджвуд провел множество экспериментов в области получения светописных рисунков на бумаге и коже, покрытых нитратом серебра. Он так же вошел в историю благодаря тому, что первым пытался  получить изображение предметов с помощью камеры – обскура. Увы, опыты были не удачны. Пытался добиться успеха в этих начинаниях Деви, продолжая эксперименты предшественника. Он использовал для закрепления изображений хлористое серебро. Но, так же неудачно. Однако, несмотря на неудачи, этих английских ученых считают предвестниками в деле изобретения фотографии.

 

Вслед за работами этих ученых следует удачный период истории изобретения фотографии. И связан он с двумя выдающимися людьми – французами:  Жозефом Нисефором Ньепсом и Луи Жаком Манде Дагерром. Ньепс изобрел способ закрепления изображения названный им гелиографией (солнцеписью). Суть этого способа закрепления изображения состояла в следующем: растворенный асфальт наносился на металлическую пластину, на которую затем накладывался полупрозрачный штриховой рисунок; все это длительное время подвергалось световому освещению, в результате задубливались освещенные участки изображения; затем пластина обрабатывалась лавандовым маслом, которое вымывало незадубившиеся участки асфальта, что способствовало получению рельефного изображения. Эта пластина использовалась как клише, с помощью которого делались типографские оттиски.

 

Именно Ньепс получил первое в мире прочное изображение. На снимке, называвшимся тогда, «механическим рисованием», был вид на крыши соседнего дома. Отпечатан он был на асфальтовой пластине, с помощью камеры — обскура. И произошло это событие в 1826 году. А тремя годами позже Ньепс стал сотрудничать с изобретателем и художником, Дагером. Он и считается изобретателем первого способа получения фотографических изображений на фотослоях с галогенидами серебра. Когда Ньепс умер, Дагерр обнародовал результаты их работы – новый способ получения фотоизображений, который назвал дагерротип.

 

Изобретение фотографии. Второй период.

 

7 января 1839 года во Франции на заседании Парижской академии наук секретарь Франсуа Арго сделал небольшой доклад о «совершенном способе закрепления светового изображения в камере-обскуре, изобретенном художником Л. Дагерром». Этот день принято считать днем изобретения фотографии. 19 августа того же года, Арго выступил перед членами Парижской академии наук с более развернутым докладом, в котором были изложены принципы дагерротипии. А уже 20 августа Дагерр издал практическое руководство, в котором подробно рассказал о применении дагеротипии. Так фотография стала доступна всем желающим. Дагерру и сыну умершего к тому времени Ньепса, были назначены пожизненные пенсии.

 

Принцип дагерротипии заключается в следующем: бралась серебряная пластинка, тщательно очищенная, и помещалась в специальный ящик над сосудом с металлическим йодом; йод в процессе испарения оседал на поверхности пластины, в результате чего на ней образовывалось йодисто-серебристое вещество, отличающееся особой светочувствительностью; затем эту пластину помещали в камеру — обскура и на нее экспонировали предметы, которые должны были быть ярко освещены, выдержка была долгой – несколько минут; несмотря на это, изображение на пластине получалось слабым и чтобы его усилить, пластину держали над парами ртути, в специальном темном ящике; для закрепления изображения  использовали раствор поваренной соли. В результате этого процесса получался снимок лишь в одном экземпляре, при этом весьма дорогостоящий. Однако, эти недостатки не стали препятствием быстрому распространению дагеротипии.

 

Впрочем, все не так просто с изобретателем фотографии. Буквально через две недели после доклада в Парижской академии наук, пришло письмо от Генри Фокса Талбота, в котором он утверждал, что еще в 1833 году он изобрел способ получения отпечатков на солях серебра, и что именно он является изобретателем фотографии. 31 января 1839 года Талбот выступил с докладом перед членами  Королевской академии наук в Лондоне. В докладе Талбот подробно изложил свой способ, который назвал фотогенным рисованием. Английскому ученому удалось изобрести светочувствительную бумагу, покрытую слоем раствора хлористой соли и  раствором азотнокислого серебра. Именно эта бумага помещалась в камеру — обскура и на нее экспонировали изображение, которое закреплялось так же с помощью раствора поваренной соли.

 

В 1840 году было организовано соревнование между Дагерром и Талботом, которое было весьма своеобразным, и, конечно же, заочным. Талбот выставил образцы своих опытов в Королевской академии наук в Лондоне, а Дагерр    во Дворце палаты депутатов в Париже. Дагерротипия победила. Даже заинтересованные в победе соотечественника члены коллегии Лондонской академии признавали тот факт, что «рисунки Талбота – детская игра по сравнению с дагерротипами». Но и тут история с изобретением фотографии оказалась витиеватой. Талбот чуть позже, открыл идею негативно-позитивного фотографического процесса, который позволил делать больше снимков с одного отпечатка, и принцип которого, используется в фотографии и по сей день.

 

Усовершенствовал дагерротипию английский ученный Годар. Уже в 1940 году, всего лишь через год после явления миру фотографии, ему удалось значительно повысить светочувствительность дагерротипных пластин,  при помощи обработки их смесью йода с бромом. Это позволило значительно уменьшить время выдержки экспонирования. В этот же год, Венским ученым Пецвалем  был изобретен метод расчета фотографических объективов и первого портретного объектива.  Это были поистине революционные годы в истории  изобретения фотографии. В этот же период появляются понятия «фотография», «негатив», «позитив», которые предложил Гершель, ученый из Англии. И именно он предложил для закрепления фотоизображений использовать более надежный, чем раствор поваренной соли, раствор тиосульфата натрия.

 

Еще 11 лет, до 1851 года дагерротипия была самым распространенным способом получения фотографических изображений. Пока, англичанин Арчер не придумал новый способ – мокрый коллодионый процесс. При всех преимуществах этого процесса, имелся один существенный недостаток – фотопластинки нельзя было высушивать. Поэтому, этот способ фотографии использовался только в стационарных ателье. Работы по совершенствованию мокрого коллоидионного процесса велись учеными из разных стран. Параллельно с этим, английский физик Максвелл разработал теорию трехцветной фотографии, в 1861 году.

 

Недостатки мокрого коллоидонного процесса смог устранить … снова англичанин, врач по специальности, Ричард Мэдокс. В 1871 году он предложил по-настоящему практичный способ изготовления бромосеребряной желатиновой эмульсии. Этот способ позволил сохранять пластины в сухом виде и значительно повысил их светочувствительность. Современный, основной метод фотографии, основан так же на этом, а именно на применении галогенидосеребряных желатиновых фотослоев. В течение следующих лет этот метод совершенствовался в сторону практического применения. А в конце восьмидесятых годов девятнадцатого века, уже американская фирма «Кодак» открыла производство негативных фотопленок на целлулоиде.

 

Уже к началу 20 века все основные усовершенствования в области изобретения фотографии были произведены. Были уменьшены фотокамеры, улучшены фотопленки, созданы светосильные объективы. Это позволило сделать фотографирование достоянием многих людей, а фотографию отделить от других видов искусства. Можно сказать, что изобретение фотографии, начав свой путь еще в далекие времена древности, к началу 20 века, завершилось.

Источник: Фотокомок.ру — фотобарахолка

При частичной или полной перепечатке активная ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Позволю себе несогласиться СЃ утверждением автора. Да, обычная фото-плёнка уже РЅРµ актуальна, Рё такие гиганты как Fuji Рё Kodak сворачивают СЃРІРѕС‘ производство, РЅРѕ цифровые технологии продлевают жизнь фото-искуству. Изобретаются более совершенные технологии — соответственно продолжается изобретение фотографии как таковой.

Comments are closed.