Как известно, основу любого рекламного проспекта, веб-сайта или объявления составляет текст, который несет в себе ту или иную информацию для конкретной целевой аудитории. Поскольку информацию каждый человек, в первую очередь, воспринимает из прочитанного, то шрифт становится наиболее важным и интересным инструментов в арсенале любого профессионального дизайнера, занятого в самых разных областях, будь то полиграфия или создание веб-сайтов. Знания о том, как можно грамотно использовать те или иные шрифты, помогают лучше донести определенную информацию до людей и, тем самым, способствуют большей эффективности практически любого дизайнерского проекта.

Использование шрифтов в дизайне

Требования к шрифтам

Шрифт сегодня воспринимается как неотъемлемая часть дизайна, ведь сами буквы, составляющие определенную текстовую информацию, являются маленькими изображениями или картинками, которые по-разному воспринимаются читающими людьми. Определенный шрифт может как улучшить оформление полиграфической продукции или веб-сайта, так и совершенно отвлечь человека от заданной тематики и усложнить восприятие информации.

Таким образом, от подбора шрифта напрямую зависит легкость визуального восприятия. В настоящее время шрифты активно используются в области дизайна в самых разнообразных вариациях. Например, на Интернет-сайтах, помимо просто текстовой информации, представленной посредством использования определенных шрифтов, часто можно увидеть отдельные текстовые блоки, заменяющие картинки. Они выполняются в интересных шрифтовых сочетаниях и, тем самым, более изящно и красиво передают необходимую информацию, делая сам Интернет-ресурс стильным и современным. Красивые и вычурные шрифты нередко применяются и в качестве украшения или отличного дополнения к фотоизображениям и рисункам.

Использование шрифтов в дизайне подчинено определенным правилам, чтобы, например, пользователи, посещающие Интернет-ресурс, с легкостью читали и правильно воспринимали содержание сайта. Можно выделить два основных таких правила или требований к используемым шрифтам:

— Четкость

Данное требование, в частности, определяет такие параметры шрифта, как ширина штрихов, наличие засечек и др. Ясный, разборчивый шрифт позволяет читателю быстро отличить один символ (букву) от другого. Очевидно, что вычурные, эффектные шрифты с чрезмерными украшениями имеют не самую высокую четкость, поэтому они сразу бросаются в глаза, но их не комфортно читаются в длину. В свою очередь, шрифты с привычными взгляду буквами способствуют лучшему восприятию текстовой информации.

На четкость влияет также близость расположения символов — приличный промежуток между буквами позволяет человеку воспринимать текст легче и быстрее. Впрочем, слишком большие расстояния между буквами приводят к тому, что отдельные слова и сам текст начинают смотреться негармонично и не целостно. Кроме того, излишняя высота строчных знаков может уменьшать четкость некоторых букв.

— Читабельность

Второе важное требование к используемым в дизайне шрифтам – это читабельность. Можно подумать, что четкость и читабельность являются практически идентичным понятием, однако в действительности это не совсем так. Читабельность определяет расположение шрифта, например, на странице веб-сайта. Здесь учитываются такие параметры, как интервалы между соседними строками абзаца (интерлиньяж), размер межбуквенного расстояния, цвет и стиль текста. Все эти параметры обеспечивают тот или иной уровень читабельности текстовой информации.

Обеспечение читабельности текста, как правило, является приоритетом для дизайнера, и иногда приходиться делать выбор в пользу лучшей читабельности, нежели красивого стилистического оформления. Чтобы повысить читабельность текста, используются шрифты, разработанные для решения конкретной задачи, которую преследует дизайнер. Это отдельные шрифты для заголовков с целью привлечения внимания читателя, шрифты для общего блока текста, которые оптимально подходят для длительной зрительной нагрузки.

Группы шрифтов

На сегодняшний день существует огромное многообразие шрифтов, которые широко используются в различных областях дизайна. Их можно классифицировать по различным признакам, однако, исходя из особенностей начертания, можно выделить несколько основных групп:

— Шрифты с засечками

Засечки– это маленькие росчерки или черточки у основания буквы, либо в ее верхней части. Засечки, определяющие шрифт, отличаются разнообразием, ведь они создавались на протяжении столетий. Засечки несут в себе не только чисто эстетическую функцию, но также помогают человеческому глазу «зацепиться» за текст и создать необходимое пространство между буквами. Шрифты с засечками используются в полиграфической продукции, в книгах и на веб-сайтах. Их главная особенность заключается в простоте для чтения и возможности использования в больших текстовых блоках.

Засечки способствуют формированию ощущения линий вдоль текстовой информации, что помогает читателю более комфортно следовать по тексту и, соответственно, облегчают его восприятие. Они также способствуют упорядочиванию горизонтальной текстуры шрифта. В печатных материалах чаще всего используются именно шрифты с засечками, поскольку на бумажном листе текст, оформленный при помощи подобного шрифта, читается гораздо легче.

Шрифты с засечками подразделяются на несколько категорий. Это, во-первых, образцы старого стиля, характеризующиеся изогнутыми линиями букв, их однотипностью. Они являются наиболее предпочтительным вариантом для оформления текстов, занимающих весомую часть, поскольку такие шрифты характеризуются фактическим отсутствием каких-либо нюансов, мешающих чтению и быстрому восприятию информации.

Далее идут шрифты современного стиля, в которых имеются контрастные акценты, присутствуют более тонкие горизонтальные засечки. Они хорошо выглядят при оформлении заголовков, но в больших текстовых блоках вследствие резкого перехода от толстой линии к тонкой их применение чревато снижением читабельности текста. Так же выделяют так называемые египетские шрифты с едва заметным переходом или легким контрастом от более толстой линии к тонкой. Шрифты египетского стиля оптимальны для оформления длинных текстовых блоков, их нередко используют при оформлении детских изданий.

— Шрифты без засечек

Следующая группа – шрифты без засечек. У них фактически нет дополнительного акцента на каждую букву в виде нажима при плавном переходе от более толстой линии к тонкой. Благодаря этой особенности они обладают равномерной шириной хода. Если шрифты с засечками рекомендованы для оформления длинных текстов на бумажных материалах, то шрифты без засечек выгоднее использовать в Интернете. Подобные шрифты создают настроение молодости, свежести, стиля и рациональности.

— Рукописные шрифты

Шрифты этой группы имитируют почерк человека. Они предполагают написание текстовой информации ручным способом с помощью специальной кисточки, либо ручки для каллиграфии. Здесь все буквы связаны между собой. Зачастую подобные шрифты смотрятся очень эффектно, но не оптимальны в плане использования в длинных текстах в силу не самой высокой четкости и читабельности.

— Декоративные шрифты

Это довольно большая группа шрифтов, причем их количество с каждым годом увеличивается. Декоративные шрифты отличаются необычными линиями и порой экстравагантными буквенными формами. Применяют их дозировано, в основном для создания бросающихся в глаза заголовков, логотипов и надписей.

Подбор шрифта

В настоящий момент профессиональные дизайнеры не испытывают дефицита в шрифтах, они могут свободно выбирать из бесчисленного количества доступных вариантов. Но именно в силу такого широкого разнообразия вопрос выбора оптимального шрифта для конкретного проекта становится чрезвычайно сложным, ведь зачастую у дизайнеров уходит огромное количество времени только на то, чтобы просмотреть новые шрифты, появляющиеся регулярно.

Уже невозможно даже представить себе, сколько шрифтов появилось к текущему моменту. Помимо оптимального баланса читабельности и ясности, чтобы отобрать подходящий шрифт, дизайнер, прежде всего, задается вопросом, какую реакцию на шрифт он хочет получить от читателей. Шрифт должен удовлетворять требованиям конкретной целевой аудиторией и определенной задаче, стоящей перед дизайнером.

В частности, при создании дизайнерского проекта сайта на детскую тематику чаще выбирается стилевое решение Интернет-страниц с нежными, пастельными тонами, утонченностью и элегантностью. Естественно, шрифт выбирается более тонкий и легкий, без засечек, чтобы он соответствовал восприятию сайта и подчеркивал общее стилевое решение. Если же создается рекламный буклет, посвященный выставке художников-импрессионистов в художественной галерее или музее, то тут предпочтительным выглядит классический шрифт с засечками.

Грамотный выбор шрифтов играет важную роль в работе дизайнера, поскольку несоответствие особенностей шрифта специфике и настроению проекта может обернуться полнейшей неудачей. Кстати, на большинство популярных шрифтов сегодня имеются детальные обзоры, призванные помочь дизайнерам понять, какой шрифт выгоднее или, наоборот, не рекомендуется применять в тех или иных ситуациях.

Начинающие дизайнеры часто пытаются выделиться и стараются обильно использовать различные цвета и всевозможные декоративные эффекты. Например, большое количество разнообразных шрифтов в одном и том же дизайне. Но опытные профессиональные дизайнеры при оформлении текстовой информации чаще всего ограничиваются одним шрифтом. Плюс, иногда они применяют, так называемый, добавочный шрифт, который чаще всего используется для заголовков и подзаголовков. Или с помощью главного  шрифта выделяют конкретные части текстовой информации за счет повышения контраста по отношению ко второму, более стандартному и привычному глазу шрифту.

В целом, минимальный набор шрифтов позволяет следовать важному принципу целостности и соответствия в дизайне. Дизайнерский проект без пестрящих декоративных элементов, разнообразия стилей и с использованием ограниченного количества шрифтов смотрится в действительности куда более осмысленно и привлекательнее для читателя.

В зависимости от стоящей перед ним задачи дизайнер пытается подобрать тот шрифт, который будет в наибольшей степени соответствовать особенностям проекта и сможет выделяться на фоне остальных. Неумелое и произвольное применение шрифтов способно оттолкнуть читателей от создаваемых материалов. Не существует какого-либо идеального или универсального шрифта. Любой из широкого набора доступных на сегодня шрифтов может смотреться по-разному в рамках общей стилистики и поэтому к выбору шрифта профессиональные дизайнеры всегда относятся со всей внимательностью и осторожностью.