ДомойФотографияФототеорияИскусство композиции в фотографии

Искусство композиции в фотографии

Композиция в переводе с латинского означает соединение или приведение в порядок. Понятие композиции стало применяться сначала в живописи, скульптуре, архитектуре, а позже и в фотографии. Суть композиции заключается в том, что произведение должно иметь целостный, гармонический характер. В композиционном решении все части изображения должны быть согласованы между собой, подчинены одной главной части и должны выявлять ее первенствующее значение. Художник или фотограф выражает свои идеи, замысел и сюжет, понятный для зрителя, с помощью композиции. Любое произведение, неорганизованное в композиционном отношении, может полностью потерять свою художественную ценность. Как бы ни была значительна и важна тематика фотоработы, она не окажет нужного воздействия на зрителя, если фотограф забудет о законах композиции.

Композиция в фотографии
Композиция – направляющие линии

Основные требования композиции в фотографии – отсутствие лишнего, оправданность каждой части и согласованность ее с другими частями, подчинение всех частей одной главной и выявление ее первенствующего значения. В фотографии ни одна часть не может быть удалена, и ничто не может быть добавлено без того, чтобы не нарушилось художественное качество и единство композиции. При рассматривании фотографии взгляд зрителя должен естественно переходить с одного предмета на другой, полностью воспринимая изображение, оставаясь при этом в границах кадра.

Композиция направляющих линий

Любая фотография состоит из нескольких основных или очень многих частей. При этом каждая часть обладает некоторым качеством, привлекающим внимание зрителя. Одни части композиции привлекают внимание сильнее, другие – слабее. Это зависит, прежде всего, от смысловой значимости объекта, которую фотограф выявляет размером объекта, его цветом и, наконец, его местоположением на изобразительной плоскости. Впечатление равновесия получается от верного отношения зрительной тяжести всех частей фотографии. Равновесие отдельных частей фотографии может быть достигнуто на основе симметрии, например, когда обе части расположены одинаково по отношению к какой-либо оси. Но не всегда возможно уравновесить отдельные части фотоизображения относительно оси или центра. Чаще же всего равновесие проводится как раз не на основе симметрии. При асимметричной композиции равновесие диктуется художественным чутьем, опирается на смысл и живописность одновременно. Это равновесие может касаться как самих предметов, так и пространств между ними; оно образуется из искусного распределения больших и малых величин, из противопоставления оттенков и красок, использования света, силуэтов, контрастов, теней и гармонии.

Композиция - правило третей
Композиция – правило третей

Для построения композиции в фотографии могут также использоваться различные линейные схемы, обобщенные до простейших геометрических фигур. Линейная схема образует основной принцип построения композиции. В одном случае это будет треугольник, в другом – круг, в третьем – диагональ и т.д. Таким образом, схема определяет основные соотношения между главными составными частями изображения.

Одно из самых важных и очень известных правил композиции в фотографии – это так называемое правило третей. Если условно разделить фотоснимок на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, то получится четыре точки пересечения линий. В этих местах располагаются, как говорили греки «силовые точки» или, по-нашему, фокус. Две лучшие силовые точки – верхняя и нижняя правые, так как глаз «входит» в картину с нижнего левого угла, потом передвигается к центру, затем достигает правых силовых точек. Поэтому необходимо, чтобы наиболее важная часть снимка располагалась вдоль этих четырех пересекающихся линий, если предмет находится в точках фокуса – взгляд точно будет прикован к снимку. Данное правило напрямую связано с физиологическими особенностями нашего глаза.

Композиционные приемы

Надо отметить, что при композиционных построениях в фотографии важно учитывать физиологию зрения. Физиологические особенности человека занимают в изобразительном и фотографическом искусстве совершенно определенное место, на что не всегда обращается достаточное внимание. Для зрительного восприятия чрезвычайно важно, что формы, обладающие значительными размерами, воспринимаются движением глаза. Это актуально как для архитектуры или живописи, так и для фотографии. Резкое восприятие деталей возможно только на весьма малой части поля зрения. Область резкого зрения совершенно ничтожна и составляет очень малую долю всего поля зрения. Объединить значительные размеры воспринимаемого объекта с резким отображением деталей на всем протяжении поля зрения оказывается возможным только вследствие движения глаза, осуществляемого довольно быстро и бессознательно. Если в поле зрения имеются линии или какие-либо отрезки, то глаз движется так, чтобы соответствующее изображение на сетчатке глаза скользило по ее наиболее чувствительной центральной части. Эти особенности зрительного восприятия человека также должны учитываться при построении композиционного решения фотоснимка.

Цвет является одним из главных выразительных элементов композиционного решения и в живописи, и в фотографии. Переход на цветные фотоснимки неизбежно ставит перед фотографом новые задачи – автор снимка помимо линейной должен выстраивать и цветовую композицию. Она является организующим началом для изображения, связывая в единое зрительное целое все имеющиеся в нем цветовые пятна. Силу и «вес» этих пятен композиция приводит к необходимому равновесию, создает устойчивость и цельность. Главный объект выглядит выразительнее, если он контрастнее, четче и насыщеннее по цвету, чем фон или другие элементы изображения. Неорганизованность цветовой композиции, случайность расположения пятен, в конечном счете, делают изображение разбитым и неуравновешенным.

В основе любой композиции в фотографии лежит простота. Важно, чтобы зритель смог понять идею фотографа, его замысел, чтобы его не отвлекали лишние детали. Композиция является сущностью творчества и каждый раз по сути создается заново, выражая содержание фотоснимка. При этом правильное композиционное решение дается, конечно, не сразу, а с большим опытом и немалыми усилиями. Форма высококачественной и оригинальной композиции может являться только результатом долгих творческих исканий, многочисленных ошибок и упорного труда фотографа.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ