Считается, что применение искусственного освещения целесообразно только в студийных условиях, в то время как при съемках на открытом воздухе искусственный свет является не столь эффективным и без него вполне можно обойтись. Однако, использование искусственного освещения на открытом воздухе – это чрезвычайно полезная техника, которой должен овладеть каждый фотограф, желающий получить качественные результаты от фотосъемки на природе.

искуственное освещениеУправление естественным освещением практически невозможно, поскольку солнечный свет зависит от состояния погоды, облачности, времени года и местоположения съемки. В тоже время искусственное освещение позволяет фотографу при съемке активно управлять светом, достигая необходимых художественных решений.

С помощью искусственных источников света можно добиться жесткого или мягкого, рассеянного освещения объекта. Жесткое освещение обеспечивается за счет применения  различных вспышек и прожекторов, которые могут фокусировать световой луч. Такой свет может применяться для того, чтобы выявить детальную текстуру и рельеф объектов, создав по-настоящему  «драматическое» настроение фотографии.

В свою очередь, мягкое искусственное освещение помогает скрыть мелкие детали и текстуру поверхности снимаемого объекта. При осуществлении съемок на природе для получения мягкого, рассеянного света обычно применяют специальные рассеиватели, в частности, фотографические зонты из прозрачной белой ткани или отражатели большого размера со светлой внутренней поверхностью.

Искусственное освещение может создаваться различными источниками света — лампы накаливания, люминесцентные, газоразрядные и импульсные лампы. Каждый такой источник света имеет различную цветовую температуру, что необходимо учитывать в процессе съемки. Например, свет от флуоресцентных ламп отличается прерывистым спектром излучения с всплесками интенсивности преимущественно в сине-зеленой области спектра. Такие всплески цветная пленка передает с максимальной точностью.

В свою очередь, газоразрядные лампы, часто использующиеся для уличного освещения, дают яркий желто-оранжевый оттенок. Скорректировать цвет снимка можно с помощью специальных фильтров или уже в дальнейшем в графическом редакторе. Галогенные лампы обладают цветовой температурой 5600 К, поэтому их свет в большинстве случаев в коррекции не нуждается. Цветовая температура обычных ламп накаливания, которые выделяют очень много тепла, может изменяться в достаточно больших пределах, поэтому лучше всего опытным путем узнать, как искусственный свет от конкретной лампы будет передаваться на фотоизображении.

Встроенные вспышки, которые имеются в современных зеркальных или компактных фотоаппаратах, как правило, дают излишне жесткий, фронтальный свет, выделяющий резкие тени. Поэтому для творческой работы с искусственным светом на природе рекомендуется использовать мощную студийную вспышку, которая имеет сбалансированную температуру дневного света.

Ключевым моментом в съемках с использованием вспышек является сбалансированность цветовых температур собственно вспышки и солнечного света. Качественные изображения получаются только в том случае, когда человеческий глаз не способен распознать на снимке искусственный свет вспышки по его характерным холодным оттенкам. Для решения этой задачи обычно применяются желтые и пурпурные желатиновые фильтры, надеваемые на излучатель вспышки. В результате, искусственный свет становится близким по своей цветовой температуре к естественному освещению.

Использование источников искусственного освещения позволяет управлять интенсивностью света. При увеличении расстояния между источником искусственного света и объектом съемки, его интенсивность будет уменьшаться, и освещение становится все более жестким. Чтобы избежать эффектов жесткого освещения и уменьшить интенсивность искусственного света также можно использовать рассеивающие решетки из мелкой, проволочной сетки. Для уменьшения интенсивности светового потока без изменения его цвета осветительный прибор обычно располагают подальше от объекта съемки.

С помощью искусственных источников освещения можно создать равномерный, общий свет для проработки теневых участков снимаемого объекта. Для решения композиционных и художественных задач можно получить и рисующий свет, направленный на объект съемки и обеспечивающий передачу формы, объемов и фактуры снимаемых предметов. Рисующий свет применяется в сочетании с общим освещением.

Кроме того, у фотографа имеется возможность создать моделирующий свет для выделения отдельных участков объекта или подсветки теней. Такой свет обеспечивается узким пучком направленного света небольшой интенсивности. При съемке портретов или скульптуры на открытом воздухе также может использоваться контровый свет, позволяющий отделить контуры объекта съемки от фона. Он направляется прямо навстречу фотокамере или несколько в сторону от нее.

Одним словом, с использованием источников искусственного освещения у фотографа появляется множество возможностей для творчества и реализации оригинальных композиционных решений. Нужно только правильно совместить искусственное и естественное освещения для того, чтобы получить правильное зрительное восприятие фотографии в целом. Здесь требуются определенные умения фотографа по подбору искусственного освещения и соответствующий опыт для создания того или иного светового эффекта.

Источник: Фотокомок.ру – изучаем основы фотографии (при копировании или цитировании активная ссылка обязательна)