Несмотря на повсеместное распространение цифровых технологий обработки изображений по-прежнему находятся фотографы, которые настаивают на том, что пленочная фотография превосходит цифру. Они говорят, что пленочные камеры легче, потребляют меньше энергии и обладают более широким динамическим диапазоном. Но самое главное, что пленка обеспечивает характерную зернистость изображения и неповторимую цветопередачу. И хотя большинство любителей фотографии все же отдают предпочтение более удобным и функциональным цифровым аппаратам, пленочные камеры пока не уходят в прошлое. В этой статье мы немного углубимся в историю и остановимся на особенностях первых пленочных аппаратов, а также расскажем о первых шагах развития пленочной фотографии.

Пленочные аппараты Kodak

Под пленочной камерой мы понимаем фотоаппарат, принцип работы которого заключается в том, что свет проходит через диафрагму объектива, после чего вступает в реакцию с определенными химическими элементами на пленке и сохраняется на ней. В зависимости от настройки объектива, применения тех или иных линз, изменения освещенности и выбора точки съемки можно получать различные художественные снимки. В основе такого фотоаппарата лежит использование пленки – чувствительной фотоэмульсии.

Впервые в мире рулон фотопленки запатентовал основатель знаменитой американской компании Kodak, Джордж Истман в далеком 1889 году. Своей главной целью Истман видел повсеместное распространение фотографии, обеспечение ее доступности для населения. Громоздкие фотоаппараты того времени с фотопластинками из различных материалов не могли сделать фотографию доступной широкому кругу людей. Но многое изменилось именно в 1889 году, когда Истман представил публике первый фотоаппарат Kodak, использующий рулонную пленку на сто кадров.

любительская камера Kodak №1
любительская камера Kodak №1

Первый коммерческий пленочный фотоаппарат продавался за двадцать пять долларов. Он оказался более портативным и удобным в использовании, чем существовавшие на тот момент камеры. После того, как пользователь «отщелкивал» всю пленку, фотоаппарат Kodak нужно было вернуть обратно на завод в Рочестере. На предприятии пленку проявляли и отпечатывали фотографии. Затем камеру заряжали новой пленкой и вместе с готовыми фотографиями возвращали владельцу. Стоила вся эта процедура десять долларов.

Уже через год Истман выпустил на рынок камеру под брендом Kodak с катушечной пленкой на сорок восемь кадров. Эти первые пленочные аппараты серьезно повлияли на дальнейшее развитие многих областей за пределами любительской фотографии. Например, в 1891 году  Томас Эдисон, вдохновленный успехом Kodak, создал первую кинокамеру. А уже спустя пять лет Kodak успешно продавала пленку со специальной эмульсией для осуществления киносъемки.

Еще более доступной для широких слоев населения фотография стала после выхода в 1900 году первого пленочного фотоаппарата Kodak из легендарной серии Brownie.

Kodak Brownie 2
Kodak Brownie 2

Это была камера с пленкой на шесть кадров, которую любой человек мог купить в магазине всего за один доллар. Сама же пленка к фотоаппарату стоила пятнадцать центов. Это был поворотный момент, который навсегда изменил мир фотографии. Теперь возможность снимать на пленку стала доступной практически любому человеку. Таким образом, примерно за два десятка лет напряженной работы главная цель Истмана была достигнута. Кстати, серия фотоаппаратов Brownie выпускалась компанией Kodak вплоть до 1970 года.

Kodak Brownie 127
Kodak Brownie 127

Любопытный факт — компания, которая создала первый массовый фотоаппарат, в 2012 году объявила о своем банкротстве. Являясь в течение многих десятков лет лидером фото индустрии, Kodak не смогла устоять перед стремительным развитием цифровых технологий. Она не успела освоить производство цифровых камер и проиграла своим японским конкурентам. Это особенно удивительно, учитывая, что компания Kodak не только стояла на заре развития пленочной фотографии, но и в свое время разработала первую в мире цифровую камеру с разрешением 0.1 мегапикселя.

Ящичные пленочные фотоаппараты

Первые пленочные фотоаппараты (1890 – 1910 годов), в том числе и вышеупомянутые камеры Kodak со встроенным механизмом установки и перемотки пленки, относились к числу ящичных аппаратов (бокс-камеры). Такое название они получили благодаря своему корпусу в форме обыкновенного деревянного ящика. Эта форма была унаследована от первой камеры-обскуры. Подобные фотоаппараты на самом деле представляли собой два деревянных ящика, которые были вложены один в другой.

Наведение на резкость осуществлялось при их взаимном перемещении. Либо это был один большой деревянный ящик с выдвигающимся тубусом объектива. Практически все камеры в начале развития фотографии, использовавшие разные фотоматериалы – от дагеротипных пластинок до пресловутой пленки, изготавливались именно в таком ящичном исполнении. Некоторые из этих первых ящичных камер использовались совместно со штативами, вследствие чего они были довольно громоздкими и тяжелыми.

Разработки Kodak и других производителей привели к тому, что уже в начале 1890 годов появились легкие, транспортабельные ящичные фотоаппараты, использовавшие пленку или другие фотоматериалы. Конструкции этих ручных ящичных камер были очень разнообразны. Примером первых ящичных пленочных камер можно назвать немецкие аппараты Super Altissa и Vredeborch Stafetta-duo.

Фотокамера  Super Altissa. Ист. dic.academic.ru
Фотокамера Super Altissa. Ист. dic.academic.ru

Начало 1900-х годов ознаменовалось многими революционными решениями в области разработки и производства фотоаппаратов. В частности, появились камеры с самоустанавливающимся объективом, в которых уже не было объективной стойки, что позволило резко уменьшить габариты фотоаппарата. Кроме того, на рынке стали появляться камеры с механизмами упрощенного наведения на резкость по шкале дальностей.

Впрочем, эксперименты с оптимальной конструкцией и формой корпуса фотоаппаратов продолжались вплоть до 1930-х годов. Помимо ручных ящичных конструкций, производились складные камеры с откидной передней стенкой для установки рулонной пленки. Однако с течением времени технический прогресс привел к созданию жесткого неразъемного корпуса для малоформатных пленочных фотоаппаратов. Этому в немалой степени способствовала хорошо известная в фотографическом мире компания Leica.

Малоформатные камеры Leica

В 1918 году были выпущены первые камеры с автоматической перемоткой пленки, что обеспечило большее удобство для фотографов. А спустя семь лет состоялось поистине эпохальное событие. На торгово-промышленной ярмарке в Лейпциге была представлена первая малоформатная камера Leica, использовавшая 35 мм пленку, взятую из кинематографа.

Первые пленочные аппараты Leica завоевали огромную популярность, ведь с их помощью можно было получать небольшие негативы, просматривать их и выбирать наиболее подходящие для дальнейшей печати фотографий. Название этих малоформатных аппаратов стало нарицательным, а имя создателя первой модели Leica A, инженера Оскара Барнака навсегда вошло в историю. В своей революционной камере он решил использовать обычную кинематографическую пленку, но с вдвое увеличенным размером кадра (24 x 36 мм).

Существует две версии, почему он решил разработать фотоаппарат на основе кинопленки. Согласно одной из них, Барнак решил создать камеру, чтобы получать тестовые экспозиции на кинопленке. По другой версии, он хотел адаптировать мелкозернистую и более чувствительную кинопленку к работе в легком, компактном аппарате. Как бы то ни было, талантливый инженер создал действительно революционную камеру. Именно Оскару Барнаку принадлежит легендарная фраза «Маленькие негативы — большие фотографии», которая во многом предопределила развитие пленочной фотографии на следующие десятилетия.

Leica A
Leica A. Ист. pacificrimcamera

Первая модель малоформатного пленочного аппарата Leica представляла собой цельнометаллическую коробочку размером 133,7 х 30,2 х 55,0 мм и весом чуть более четыреста грамм. Аппарат комплектовался несменным 50 мм объективом со светосилой f/3.5. Камера имела фокальный шторно-щелевой затвор, способный отрабатывать выдержки от 1/25 до 1/500 секунды, и оптический видоискатель с простой телескопической конструкцией. Также в ней присутствовал автоматический счетчик кадров. Поначалу любителей фотографии несколько отпугнул небольшой размер негативов, поэтому в первые четыре года было продано только порядка четырех тысяч таких камер.

Но постепенно публика оценила все преимущества компактной пленочной камеры, и общее число продаж модели Leica A достигло отметки в пятьдесят восемь тысяч экземпляров. Вплоть до 1936 года немецким предприятием было выпущено пятнадцать различных модификаций этой камеры. В 1930 году камера Leica приобрела возможность использования нескольких компактных сменных объективов, что еще больше подстегнуло интерес к ней.

Также в 30-е годы появились модификации этого пленочного аппарата, позволявшие фотографам использовать очень длительные (до 1 секунды) и очень короткие (1/1000 секунды) выдержки. К своей базовой модели компания начала выпускать огромное количество различных аксессуаров. И к 1936 году пленочный фотоаппарат Leica уже можно было назвать полноценной системной камерой, поскольку благодаря сменным объективам и аксессуарам она могла использоваться для решения самых разнообразных фотографических задач.

Эти первые малоформатные пленочные камеры и объективы к ним заложили основу легендарной славы бренда, которая не может померкнуть и по сей день. Создание портативной пленочной камеры со сменными объективами породило невиданный доселе ажиотаж не только в среде увлеченных фотографией людей. Аппараты Leica открыли новые горизонты для простых обывателей, получивших уникальную возможность документировать происходящие вокруг них события. В итоге, с 1930-х годов аудитория любителей фотографии начала расти быстрыми темпами. Создание малоформатной камеры также способствовало появлению совершенно нового направления – фотожурналистики.

Успех пленочных аппаратов Leica с течением времени подхватили и другие ведущие производители фотооборудования. В 1935 году компания Kodak запустила в массовое производство первую цветную фотопленку. Это стало началом уже новой эры пленочной фотографии, которая оставалась на пике популярности последующие шестьдесят с лишним лет.