Раньше, до того, как появилась возможность работы на графическом планшете, я либо делал рисунок полностью в Photoshop с помощью инструментов данного приложения, либо рисовал изображение на бумаге карандашом, обводил фломастером или гелевой ручкой, сканировал с качественным разрешением, а затем раскрашивал в Photoshop. Это безумно неудобно, затратно по времени и даже нелепо с профессиональной точки зрения в мире высоких цифровых технологий. Простой пример, картинку, представленную в данной статье ниже, я нарисовал за 1,5 часа, причем от самой идеи, придумывания образов и компоновки, до графического и цветового воплощения, приданию характера иллюстрации и настроения. В любом другом варианте исполнения, учитывая, что она предназначена для вставки в электронные письма, я бы потратил времени на данное изображение в два раза больше, да и качество было бы значительно хуже.

(все изображения кликабельны)

Этап 1 работа в Wacom

Этап 2 работа в Wacom

Этап 3 работа в Wacom

Этап 4 работа в Wacom

Этап 5 работа в Wacom

Этап 6 работа в Wacom

Этап 7 работа в Wacom

В данной статье я представил всю методическую последовательность работы над новогодней поздравительной открыткой. На примере представленного рисунка хочется поделиться ощущениями и практическими советами работы на графическом планшете с момента композиционного решения до этапа сохранения изображения. Давайте сделаем сравнение рисование «от руки» и рисования на графическом планшете:

Рисование «от руки» Рисование на графическом планшете
1.Этап. Легкими нажатиями на карандаш компонуем все объекты, уточняем пропорции, фон. Специфика первого этапа состоит в работе карандашом с легким нажатием, ведь пропорции, характер, построение изображения не получится с первого раза и пользоваться ластиком приходится чаще. Следовательно, жесткие линии плохо стираются, получается грязь.2.Этап. Обводим понасыщеннее готовое линейное изображение, придаем характер героям, прорисовываем фон. Увеличиваем нажим на карандаш.

3.Этап. Начинаем накладывать светотень. В данном случае изображение выполняется цветными карандашами. Берем более светлые тона необходимых цветов и закрашиваем рисунок. Здесь нельзя сразу работать карандашами в полную силу, иначе получится плоское раскрашенное изображение. Свет, тень, полутон и рефлекс, образующие объем, это разные по тону цветовые пятна. Также, с целью получения, живописной (реалистичной) работы, необходимо смешивать карандаши между собой при наложении. Следовательно, взятый в полный цветовой тон синий карандаш не перекрыть уже желтым, а если стирать – будет грязь.

4.Этап. Затем я взял карандаши других цветов (необходимых для живописного смешивания), а также увеличил тоновую интенсивность изображения в целом (увеличил нажим на карандаш). Здесь задача художника постепенно наращивать тон, придавая объемность изображению и делая плавные цветовые переходы для его большей живописности и реалистичности.

5.Этап. Уточнение светотени изображения в целом, работа над мелкими деталями. Обводка рисунка черным карандашом (фломастером).

6. Этап. Выполнение надписей. Сначала простым карандашом вычерчиваем буквы и цифры, затем раскрашиваем их.

7. Сканирование изображение. Обработка в Photoshop.

8. Сохранение как JPEG изображение.

1.Этап. Легкими нажатиями на перо компонуем все объекты, уточняем пропорции, рисуем фон. Учитывая специфику первого этапа рисования, выбираем инструмент «карандаш» или «кисть» черного цвета, делаем необходимый процент прозрачности и толщину. Тем самым у нас в руках оказывается «обычный карандаш», но нажимать легко на него нет смысла – легким тоном уже можно компоновать.2.Этап. Обводим понасыщеннее готовое линейное изображение, придаем характер героям, прорисовываем фон. Делаем процент прозрачности выбранного инструмента меньше.

3.Этап. Начинаем накладывать светотень. В данном случае изображение планируется цветным. Тон должен накладываться постепенно, цвет смешиваться грамотно. Сначала настраиваем кисть. К примеру, для красного кафтана Деда мороза я настроил кисть следующим образом: цвет RGB 250,0,0; непрозрачность 50%; круглая, с растушевкой, размер меняется в процессе рисования, т. к. задача равномерно закрасить деталь (полутень).

4.Этап. Затем, я настроил кисть более яркую по тону и сделал тень, кроме красного были добавлены другие цвета, по законам реалистичного рисования обычной живописной работы. Наложил свет и рефлексы. В отличие от работы красками или цветным графическим материалом в рисовании от руки,  на компьютере неправильный мазок можно легко удалить, сделав шаг назад (несколько шагов назад, или вообще вернуться к самому началу) или сразу перекрыть цвет, положив нужный, нет необходимости ждать пока цвет подсохнет. Активно работая непрозрачностью кисти, ее характером, смешивая цвета, можно добиться потрясающих результатов в передаче объемности и живописности рисунка.

5.Этап. Уточнение светотени изображения в целом, работа над мелкими деталями. Обводка рисунка черной кистью. Меняя размер кисти, легко заполняются большие поверхности рисунка и уточняются мелкие. Здесь важен тот факт, что инструмент всего один, а размер кончика можно варьировать от 1-2500 пикс. Также можно увеличивать изображение, что делает работу с необходимым элементом проще. Вместо того, чтобы иметь десяток кистей различной формы, размера и материала: плоская, круглая, веер, щетина, колонок, белка, синтетика и т. д., палитру, банку с водой, ластики, карандаши и множество другого материала, достаточно иметь перо графического планшета. Кроме того, в каждом приложении имеется множество фильтров, эффектов, стилей и других эффектных и интересных «примочек», результат от которых невозможно повторить каким-либо инструментом или даже талантом автора с помощью рисования от руки.

6. Этап. Выполнение надписей. Выбираем инструмент «текст», делаем необходимые настройки и печатаем в нужном месте.

7. Рисунок готов. Сохранение его в любом формате, например в JPEG. Так как файл создавался изначально в Photoshope и исходный файл PSD имеется, можно сделать красивую Gif-анимацию, что добавит эффектность поздравительной открытке и выделит ее среди других.

Для удобства расположите подставку пера так, чтобы она располагалась недалеко от планшета. Подставка для пера позволяет размещать инструмент горизонтально и вертикально. Когда перо не используется, его можно поместить в подставку для пера или на стол. Для сохранности чувствительности наконечника пера, не следует ставить его в стакан для карандашей вертикально на наконечник или на ластик.

Будьте внимательны, перо, оставленное на планшете, влияет на перемещение курсора другими манипуляторами или может препятствовать переключению компьютера в спящий режим, ставьте перо в специальную подставку.

Если говорить о дополнительных инструментах Intuos4, то можно выделить перо  Airbrush. Данный инструмент работает подобно ручке-перу, но в нем имеется колесико, дающее дополнительные возможности управления. При надлежащей поддержке со стороны приложения, можно имитировать действие реального аэрографа. Например, наклон Airbrush может приводить к тому, что получаемое при действии пульверизатора изображение удлиняется и постепенно исчезает. Поворот колесика регулирует интенсивность брызг, а нажатие с различной силой на кончик изменяет размер кисти. Держите Airbrush при помощи большого и среднего пальцев. Колесико должно располагаться так, чтобы его было удобно вращать при помощи указательного пальца. Наклоните Airbrush, чтобы подобрать удобное его положение, которое позволит красить и рисовать, используя функцию чувствительности к давлению. Art Pen поддерживает поворот на 360 градусов вокруг оси пера. При рисовании в приложении, поддерживающем функцию чувствительности к повороту, просто вращайте Art Pen, чтобы создавать более узкие или широкие линии. Например, при рисовании можно изменять поворот некруглой кисти, изменяя толщину мазка. В зависимости от выбранных характеристик формы кисти, выставленных в приложении, можно имитировать перья для каллиграфии, широкие маркеры с фетровым кончиком и любые другие кисти или инструменты некруглой формы.

С графическим планшетом можно работать в AutoCAD он выступает как системное координатно-указательное устройство Windows или как Wintab-совместимый дигитайзер. По умолчанию AutoCAD конфигурируется на использование Intuos4 в качестве системного координатно-указательного устройства. При использовании Intuos4 для оцифровки изображения необходимо откалибровать Intuos4 при помощи координатной системы для чертежей на бумаге. Калибровка позволит оцифровывать точки с чертежа на бумаге в соответствующую систему координат файла чертежа.

Дополнительно к перу графического планшета можно приобрести:

Ручка-перо Intuos4 (KP-501E) Чувствительная к нажатию и наклону ручка-перо является многоцелевым инструментом, который можно использовать для рисования, стирания и действий, соответствующих действиям мыши. Простая в использовании кнопка DuoSwitch позволяет запрограммировать две функции. Чувствительное к нажатию перо обладает имеющей сужение эргономичной прорезиненной областью захвата, оптимальным весом и балансом, а также отличной чувствительностью кончика пера, что делает его наиболее естественным в применении рисовальным инструментом.

Мышь Intuos4 (KC-100) Беспроводная, без батареек, пятикнопочная мышь – это идеальный инструмент для решения любых задач, для которых раньше использовалась стандартная мышь. В ней имеется встроенная средняя кнопка и колесо прокрутки, которое можно применять для прокрутки вверх и вниз, или запрограммировать кнопку на выполнение других операций.

Аэрограф Intuos4 (KP-400E) Это настоящий цифровой аэрограф. В аэрографе Intuos4 с функцией чувствительности к нажатию имеется реагирующие на силу нажатия кончик и ластик, функция чувствительности к наклону и колесо прокрутки, которое обеспечивает дополнительный уровень управляемости при работе с цифровыми рисунками.

Чернильное перо Intuos4 (KP-130) Это перо для рисования с функциями чувствительности к нажатию и наклону позволяет ощутить немедленную реакцию на действия при рисовании, как от кончика пера, так и на мониторе компьютера. Чувствительное к нажиму чернильное перо поставляется с чернильными картриджами и двумя полиацетальными наконечниками для рисования без чернил. В нем имеется чувствительный к нажатию кончик, однако, нет ластика и боковых кнопок.

Intuos4 Art Pen (KP-701E) Это специальное перо, позволяющее вращать корпус на 360 градусов и, как и Intuos4 Grip Pen, чувствительное к нажатию и наклону. Сочетание этих возможностей с уникальным остроконечным наконечником делает Intuos4 Art Pen самым реалистичным инструментом, эмулирующим кисти, маркеры и каллиграфические перья.

Классическое перо Intuos4 (KP-300E) Это перо обладает таким же набором функций, что и ручка-перо Intuos4, однако, оно тоньше, поскольку не имеет прорезиненного держателя.

Курсор-лупа Intuos4 (ZC-210) Курсор-лупа, совместимый только с моделями планшетов Intuos4 L и XL, является инструментом для введения точных сведений о координатах. Он идеален для оцифровки изображений, процессов САПР или для приложения векторной графики, в которых точный ввод данных о координатах играет ключевую роль. Перемещаемые линзы можно поворачивать слева направо, создавая наиболее удобное положение для работы.

Если говорить о сложностях работы на графическом планшете, то могу выделить лишь один, и то с точки зрения опыта и профессионализма не такой уж и значительный факт. Не сразу почувствовал себя «как рыба в воде» рисуя на планшете пером и смотря в монитор. Первое время так и норовил взгляд смотреть туда, где водишь пером, как традиционном рисовании на бумагу. Мне понадобилось минут 15, чтобы полностью сосредоточиться на рисунке и освоиться. В конце выполняемой работы я не испытывал каких-либо серьезных трудностей в исполнении рисунка или неудобств. Я полностью перестал пользоваться мышкой и иногда клавиатурой. Сделав заранее настройки планшета, кнопок планшета и пера, я рисовал в свое удовольствие.

Для меня удобство рисования на планшете очевидны, плюсы и строгая необходимость для определенного вида работы тоже. Кроме того количество этапов при рисовании на компьютере меньше, чем при рисовании «от руки». Требуется меньше материальных и физических затрат. Рабочее место аккуратное и качественно-функциональное. На своем личном опыте убедился, что графический планшет – это удобство, качество, красота, эффектность, эффективность и веселье.

Поставив перед собой чашку кофе, не боясь разлить его на только что сделанную работу и испортить результат, я с гордостью любовался на первый в своей жизни рисунок, выполненный на графическом планшете. Мечты они сбываются…

Автор: Беляков Алексей Александрович

Об Авторе: Профессиональный художник, графический дизайнер
Преподаватель изобразительного искусства и дизайна, компьютерной графики. Член Творческого Союза Художников России. Член Международной Федерации художников. Закончил аспирантуру по кафедре «Живописи и композиции». Участник различных региональных и международных научно-практических конференций, круглых столов и семинаров по вопросам улучшения качества художественного и эстетического образования детей. Участник многочисленных персональных и коллективных творческих выставок.

Благодарим компанию Wacom за предоставленное на тестирование оборудование.