Французский фотограф Ги Бурден приобрел скандальную известность благодаря своим противоречивым и порой шокирующим фотографиям. Его работы некоторые критики называли откровенной порнографией, но сам Бурден считал их ничем иным, как настоящим искусством. Фотографии Ги Бурдена отличаются демонстративной, агрессивной сексуальностью и определенной жесткостью. В некоторых из них эстетика переходит некую допустимую грань. Недаром Бурдена часто причисляют к основателям нового уникального направления в фотографическом искусстве, которое получило название арт-экстремизма. Несмотря на присущую снимкам Бурдена эпатажность и жестокость, они буквально завораживают зрителя, заставляя его всматриваться во все детали фотографии.

Будущий фотограф родился в 1928 году в Париже. Родная мать оставила его еще когда ему было всего один год, и он был усыновлен Морисом Дезире Бурденом. Так Ги получил свою фамилию, ставшую впоследствии всемирно известной благодаря его творчеству.

Впервые Ги Бурден соприкоснулся с миром фотографии и начал обучаться фотографическому мастерству, будучи двадцатилетним юношей во время прохождения военной службы курсантом Военно-воздушных сил Франции в Дакаре. По возвращении в Париж в 1949 году он заводит знакомство с известным художником и фотографом Ман Рэем. Последний стал настоящим покровителем для способного и талантливого молодого человека.

Свои первые деньги в фотографии Бурден заработал благодаря нескольким черно-белым снимкам, с которыми познакомилась публика на прошедшей в Париже в 1952 году выставке. Тогда Ги Бурден взял себе творческий псевдоним — Эдвин Халлан.

На выставке его фотографии заметили и предложили сотрудничать с журналом Vogue, ориентированным исключительно на женскую аудиторию. В то время художественные снимки не приносили большого дохода, поэтому Бурден согласился заняться рекламной фотографией.

Многочисленные съемки для журнала Vogue позволили Ги Бурдену сформировать характерный для него, уникальный стиль. На его снимках стали появляться модели в неестественных позах, с яркой помадой на губах и затянутые в жесткие корсеты. Но самое главное, что Бурден фактически стер границы дозволенного в рекламной фотографии и заставил говорить о себе благодаря тому, что помещал своих моделей в атмосферу подчеркнутой сексуальности, извращенности и фетишизма.

Секс, гламур и жестокость стали типичными чертами его снимков. Он создал свой неординарный и неповторимый взгляд на мир, используя для этого самые изощренные средства. Хорошо известен снимок Ги Бурдена, где на асфальте запечатлен меловой силуэт женщины с парой роскошных, изящных туфелек. Глядя на подобные экстравагантные снимки, у зрителя пробегает по телу легкая дрожь. Надо сказать, что в журнале Vogue у Бурдена был достойный соперник — Хельмут Ньютон, который также отличался свободолюбивыми и изощренными взглядами на рекламную фотографию.

Ги Бурден прослыл среди своих моделей и коллег по цеху человеком очень требовательным, порой чрезмерно жестким. Многие женщины, работавшие с ним, откровенно называли его мазохистом. Действительно, сегодня можно увидеть, что на его фотографиях модели никогда не улыбаются, не проявляют каких-либо радостных или счастливых эмоций. Возможно, что такое женоненавистническое отношение Ги Бурдена было продиктовано его личными воспоминаниями о том, как мать отказалась от него в детстве.

Впрочем, сам Бурден считал себя настоящим профессионалом, создающим подлинное искусство, поэтому просто требовал такой же серьезной отдачи от других. На самом деле он никогда не стремился к успеху или широкой популярности, и, наоборот, вел отшельнический, аскетичный образ жизни. Он даже стремился к тому, чтобы работать анонимно. Бурден получал истинное удовольствие от своего творчества и не нуждался в общественном признании. По этой причине он даже отказался от специальной премии, которую ему присудило министерство культуры Франции.

В 1961 году французский фотограф женился на Саланж Мари Луиз Гезе, которая родила ему единственного сына. Но спустя десять лет его супруга неожиданно скончалась от болезни сердца в Нидерландах. Появились слухи о том, что жена Ги Бурдена в действительности повесилась, не выдержав тягот семейной жизни. Эта черная молва предопределило отношение общества к творчеству Бурдена, его фотографиям и моделям.

Критики утверждали, что в фотографиях Бурдена скрыта темная человеческая сущность, ее пороки и соблазны. По-прежнему людей пугала ошеломляющая жесткость и экстравагантность его снимков. Взять хотя бы его знаменитую фотографию, на которой изображен мужчина, звонящий в полуоткрытую дверь. В полуоткрытом дверном проеме зритель может разглядеть девушку, застывшую на стуле в странной, неестественной позе. Становится понятно, что она уже мертва.

Помимо плодотворного сотрудничества с журналом Vogue, Ги Бурден создавал рекламные изображения для Claude Montana, Gianni Versace, Chanel и Issey Miyake. В течение четырнадцати лет он также работал над рекламной компанией марки Charles Jourdan, имевшую колоссальный коммерческий успех. Отводя моделям лишь место антуража, Бурден мастерски приковывал внимание зрителя к различным мелким деталям снимка, к предметам, которые нужно было прорекламировать в фотографии. Простая реклама предметов обуви или женского белья его никогда не устраивала, он стремился сделать из рекламного фотоизображения настоящую мизансцену со своим собственным сюжетом и скрытым подтекстом.

Хотя многие считали фотографии Ги Бурдена слишком вызывающими, пошлыми и даже жестокими, но они всегда были обсуждаемы в обществе. Это и приносило его работам такой огромный успех в рекламном бизнесе.

Известный французский мастер скончался в 1991 году. Несмотря на то, что он как истинный художник мечтал о том, чтобы его работы умерли вместе с ним, после его смерти фотографии Ги Бурдена стали выставляться в самых известных галереях и музеях мира.

При подготовке статьи использованы материалы с официального сайта фотографа www.guybourdin.org

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)