Фудстилизм (от англ. foodstyle) – это новое, динамично развивающееся направление в фотографии, где главным объектом съемки является еда. Своему появлению фудстилизм обязан развитию розничной сети гипермаркетов, ресторанов и продуктовых магазинов, витрины и рекламные брошюры которых неизменно украшаются яркими фотографиями продуктов питания и готовых блюд. Фотографы, работающие в жанре фудстилизма, создают великолепные изображения кулинарных изысков, глядя на которые каждому человеку хочется попробовать их на вкус.

Таким образом, фудстилизм часто используется в рекламных целях, раскрывая эстетику продукта, чтобы привлечь внимание потенциального покупателя. В тоже время сложные композиции, состоящие из самых разнообразных кулинарных изысков и продуктов, на снимках профессиональных фотографов порождают ассоциации с классической живописью и искусством натюрморта. Сегодня фудстилизм превратился в самодостаточной стиль фотографии, который призван отразить представления людей о самых вкусных и изысканных яствах.

Задачи фотографа-фудстилиста

Профессиональный фудстилист создает качественные и яркие снимки для того, чтобы представить тот или иной продукт питания или кулинарное блюдо с наиболее выгодной стороны. Только качественно сделанная и продуманная фотография еды может вызвать у зрителя обильное слюноотделение во время просмотра, желание приобрести и немедленно съесть данный продукт. Главная задача фудстилиста может состоять в том, чтобы спровоцировать зрителя на покупку товара, либо вовлечь его в сам процесс приготовления пищи. В любом случае важно, чтобы продукты были поданы в идеальном свете, более того, еда на снимке должна смотреться даже намного лучше оригинала.

Фудстилизм

Фотографы-фудстилисты сначала создают творческий замысел картинки с учетом рекламной концепции, тщательно выбирают посуду и другие аксессуары. При этом для правильного расставления акцентов обязательно учитывается форма предметов, их пропорции, сочетание цветов и светотень. Профессиональные фотографы прибегают к помощи ассистента, которым нередко выступает кулинар, способный грамотно подготовить то или иное блюдо для съемки. Впрочем, для того, чтобы сделать продукт на фотографии максимально аппетитным и ярким, у фотографов имеется целый арсенал средств, включающий в себя разнообразные присыпки, кремы и даже искусственные муляжи. Фудстилисты искусно владеют такими инструментами, как пульверизатор, пинцет или кисточка для масла. Подготовка к фотосъемке еды очень напоминает создание натюрморта в классической живописи, когда художник сначала драпирует ткань и выставляет предметы, выстраивая определенную композицию.

Еда как объект фотосъемки

Многим может показаться, что в фотосъемке еды и продуктов питания нет ничего сложного. Но на самом деле «живая» еда является очень капризной моделью, с которой не так-то просто иметь дело. Буквально за считанные минуты готовое кулинарное блюдо оседает, сохнет, начинает изменять свой цвет и окисляться при взаимодействии с воздухом. В результате этих процессов еда полностью теряет свой аппетитный вид, она начинает смотреться на снимках очень тускло и пресно. Именно поэтому фотографу-фудстилисту приходится прямо во время съемки заниматься «реанимированием» продукта, подкрашивая, обмазывая или опрыскивая его специальными средствами.

Фудстилизм

От фотографа постоянно требуется принимать меры для того, чтобы еда не потеряла требуемый вид, пока он не закончит съемку. Здесь в ход идут самые разнообразные средства. Например, мясо для фотосъемки всегда чуть недожаривают и обмазывают соевым соусом, бульон делают обезжиренным, а затем пятнышки жира в нем добавляют уже вручную, морепродукты обрабатывают глицерином для того, чтобы они выглядели свежими. Такая кропотливая работа фотографа, конечно, просто немыслима без любви к продуктам и еде, недюжинного терпения и изобретательности.

Профессиональный фотограф-фудстилист, как правило, обладает хорошими познаниями в кулинарии. Как минимум, он должен владеть необходимой информацией о свойствах того или иного продукта. У каждого фудстилиста есть свои секреты, как готовить продукты и кулинарные блюда к фотосъемке. Например, для создания иллюзии пара, поднимающегося от горячей пищи, некоторые фотографы используют ватные шарики, которые намачивают в воде и затем разогревают в микроволновке. Для поджаривания курицы или хотдогов часто используется обыкновенная паяльная лампа. Вместо молока на фотографиях с хлопьями и сухими завтраками многие применяют клей ПВА. А лак для волос – прекрасное средство для придания презентабельного вида засохшему куску пирога. Одним словом, фудстилисты творчески подходят к съемкам еды и используют самые разнообразные средства, чтобы «оживить» продукт на фотографии.

Натуральные продукты или химия?

Кстати, до сих пор в профессиональных кругах не утихают споры о том, должны ли на снимках фотографов-фудстилистов использоваться только натуральные продукты или могут применяться любые методы, которые заставят продукт выглядеть привлекательно. В этой связи можно даже выделить два отдельных направления в фудстилизме.

Фудстилизм - съемка еды

Приверженцы первого направления утверждают, что во время съемки нужно использовать только тот продукт, который будет лежать в упаковке. Допускаются только небольшие косметические операции, призванные улучшить внешний вид блюда. Ведь современная кулинария предлагает множество способов, как придать продукту ту или иную форму, цвет и строение. Другие фотографы считают, что для достижения наилучшего рекламного эффекта годятся любые методы, в том числе и использование продуктов химии и искусственных муляжей. Как говорится, в данном случае цель оправдывает средства.

Поклонников естественности и использования исключительно натуральных продуктов в фудстилизме все же больше. Однако в профессиональных кругах очень ценится и умение фотографа обмануть зрителя, заставить его поверить в естественность блюд на фотоснимках. В конце концов, фудстилизм сегодня является частью рекламной индустрии, которой в принципе свойственно приукрашивать некоторые достоинства товаров и, наоборот, скрывать их явные недостатки. Спор же о том, насколько это честно по отношению к потребителю, который решил приобрести продукт, купившись только на великолепные снимки, можно вести бесконечно.

Постановка света и выбор фотографических средств

В фудстилизме главное не только подготовить продукт к фотосъемке, чтобы он выглядел максимально привлекательно и аппетитно, но и осуществить правильную постановку освещения и выбрать те или иные фотографические средства. Никакого универсального приема в постановке света в фудстилизме нет – все зависит от композиции, творческой задумки и конкретных продуктов. Принцип построения освещения здесь во многом схож с тем, как его выстраивали выдающиеся художники-живописцы при создании своих знаменитых картин натюрмортов. Важно, чтобы свет подчеркивал фактуры посуды и продуктов питания.

Фудстилизм - съемка еды

Особое внимание всегда уделяется освещению фона, которое не должно создавать неприятные блики. Бороться с яркими бликами, возникающими на металлической посуде, фотографу помогает расплывчатое световое пятно на белой поверхности. Обычно для постановки света фотографы-фудстилисты применяют софт-боксы, разнообразные рассеиватели и отражатели. Правильное сочетание прямого и отраженного света обеспечивают максимальную выразительность кадра. Арсенал творческих средств фотографа при съемке еды достаточно широк и включают в себя эксперименты со стилями, тенями, бликами, отражениями и способом подачи блюд.

Компьютерная обработка изображений

После проведения фотосессии с продуктами фотографу-фудстилисту также часто приходится доводить свои цифровые изображения до совершенства с помощью фоторедакторов. В этом плане он ничем не отличается от фотографов, работающих в других жанрах. Правда, секрет привлекательности продуктов и кулинарных блюд на фотографиях заключается отнюдь не в использовании фотошопа. Все же большая часть успеха работы фудстилиста связана именно с процессом проведения фотосъемки, построением композиции и подготовкой самого продукта. В фоторедакторе же обычно удаляются дефекты в том случае, если на снимках обнаруживаются маленькие изъяны, также осуществляется небольшая ретушь изображения для достижения эффекта, недоступного для цифровой фотокамеры или освещения.

Поскольку в настоящее время фудстилисты в большинстве случаев работают не для себя, а на заказ, изображения приходится подвергать компьютерной обработке в том числе и для того, чтобы конечный результат соответствовал требованиям заказчика. Кстати, на сегодняшний день фотографы-фудстилисты очень востребованы на рекламном рынке и их труд хорошо оплачивается.

Впрочем, хотя профессиональных фудстилистов уже огромное количество, немногие из них могут похвастаться своим неповторимым подчерком, предполагающим использование неожиданных ходов при выстраивании композиции и освещения. Для создания красивых и неповторимых фотоизображений еды фотограф должен быть наделен не только соответствующим багажом знаний и технических навыков фотографии, но и определенным даром работы с продуктами, своеобразным «чувством блюда».

На фотографиях профессиональных фудстилистов композиции из еды смотрятся как настоящие художественные полотна, сами продукты питания буквально манят своим привлекательным внешним видом. С появлением рекламной фотографии фудстилизм занял свою прочную нишу, в которой с энтузиазмом и любовью работают сотни фотографов по всему миру. В кулинарных журналах и книгах, на красочных упаковках и витринах магазинах мы практически ежедневно видим их кропотливую, плодотворную работу, которая достойна восхищения.