Меркурий, призраком оперы бегущий в небо. Светотени решётчатых ворот и вьющихся каменных лестниц. Пустынные коридоры бесшумных подземелий… 27-го июня в здании музея архитектуры имени А.В.Щусева открывается фотовыставка «Воображаемые театры в Риме». Автор – Карло Гаваццени Рикорди.

Ещё зимой этого года, с 4 февраля по 30 марта, фотографии призрачных театров вместе со своим автором посетили Санкт-Петербург. И в то время, когда от ветра и вьюги, как сказал бы Блок, на ногах не стоял человек, выставка из южного Рима располагалась в Эрмитаже – в музее, который сам мог бы считаться призраком Петербурга, музее, в котором могла бы быть создана не одна серия фотографий «призраки Эрмитажа».

Карло Гаваццени Рикорди. Ворота Рима XX. 2007 г.

Ещё тогда, Михаил Борисович Пиотровский, учёный-востоковед, директор Государственного Эрмитажа, на открытии выставки говорил о близости русского музея и работ фотографа: «Работы господина Рикорди органично переплетаются с несколькими петербургскими контекстами. Во-первых, для архитектуры Северной столицы типична итальянская эстетика, и фотографии помогают глубже понять эту связь. Во-вторых, работы Карло Рикорди очевидно вписаны в традицию классической итальянской живописи, связанной с именами Гаспаре Ванвителли, Франческо Гварди и, в особенности, с гравюрами Джованни Баттиста Пиранези, которые тоже можно увидеть в Зимнем дворце».

Сам Карло Гаваццени Рикорди отмечал: «Я считаю себя мастером, который работает по старинке, как ремесленник. Но это ремесленник, который мечтает, который видит воображаемый мир. И для меня большая удача приехать в Россию снова».

Первый раз фотограф побывал в России двадцать лет тому назад вместе с дедушкой, дирижёром миланского театра «Ла Скала». И тогда это были дедушкины гастроли. На этот раз это уже своего рода гастроли Карло. Сам он признаётся, что для него эта поездка имеет особое значение. Ведь без русской музыки и литературы он, по его же собственному мнению, не состоялся бы как мастер. Некую родственно-генетическую связь Гаваццени с Россией отмечают и в Италии, называя Карло «итальянским фотографом с душой русского путешественника».

Карло Гаваццени Рикорди. Ворота Рима XXXII. 2007

Карло Гаваццени Рикорди родился в Милане в 1965 году в семье музыкантов. Позанимавшись немного юриспруденцией с её правовыми кодексами и уголовными статьями, Карло перешёл в более отвлечённую от насущно-бытовых проблем профессию – в фотографию, чем занимается и сейчас, живя и работая в Милане.

Начинал Рикорди с фотопортретов, а уж затем перешёл на города и городские пейзажи, которые сейчас в его объективе сосредоточились на Риме, да так, что в 2007 году Карло был даже удостоен премии от муниципалитета города Рима. Куратор выставки «Воображаемые театры в Риме», Валентина Монкада (Италия) вспоминает: «Когда он мне показал свои фотопортреты, у меня появилось такое чувство… Я сказала ему: «Почему ты занимаешься фотопортретами? Тебе надо работать на пленэре, ты должен делать пейзажи, ты должен фотографировать Рим». Он ужасно обиделся, забрал свои работы и в гневе ушел, а спустя четыре месяца позвонил и предложил показать свои фотопейзажи».

Карло Гаваццени Рикорди. Рим (Вилла Медичи, Меркурий). 2011

В чём-то фотографии Карло Гаваццени Рикорди напоминают старинные картины, итальянскую классику. А во многом это нечто совсем новое. Фотограф снимает на плёнку и использует технику наложения одного кадра на другой. Придавая тем самым снимкам некую потусторонность и иллюзорность, играя контрастами света и тени, Рикорди создаёт на основе реального свой, почти реальный мир. Мир, который стоит на грани, который находится где-то нигде, который одновременно существует и не существует. Мир, в котором видны обычные люди и призраки. Мир души, реальный сон или сонная реальность, называемая некоторыми философами миром  imaginalis – миром воображения.

Этот мир видений запечатлен на фотографиях, представленных на выставке «Воображаемые театры в Риме». Всего показано порядка тридцати фотографий. Сильно вытянутые в ширину снимки крупного формата выполнены в цвете.

Большинство фотографий сделано в разрушенной Вилле Торлониа под Римом. Здание виллы, созданное в 19 веке в стиле неоклассицизма архитектором Джузеппе Валадьером по заказу банкира Джованни Торлония и использовавшееся затем как резиденция Бенито Муссолини, наполнено скульптурами учеников Бертеля Торвальдсена, полумраком и руинами, которые, живя в прошлом, вроде бы присутствуют и в настоящем.

Часть фотографий сделана также в Вилле Медичи, расположенной на склоне римского холма Пинчо. Эта вилла была построена в 16 веке Бартоломео Амманати по приказу кардинала Фердинандо Медичи и перешла в начале 18 века во владения Лотарингского дома, затем, по приказу Наполеона Бонапарта, стала собственностью Французской Академии в Риме, а с начала 19 века – местом встречи обладателей Римской премии, награды в области искусства.

К открытию выставки «Воображаемые театры в Риме» издательство «Чиньо Галилео Галилей Эдициони» выпустило каталог, в котором представлены работы фотографа, выполненные в Риме.

При поддержке компании «Пирелли», галереи Валентины Монкада, которая является куратором выставки, и Итальянского Института Культуры в Москве фотовыставку работ Карло Гаваццени Рикорди организовал в столице Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. Сокращённо – МУАР. Что-то знаковое слышится в этом слове. Что-то «муаровое» видно на фотографиях Рикорди. Как волнообразный отлив на шёлковой ткани или как загадочный инородный узор на оттиске с автотипного клише, сквозит на фотографиях Гаваццени одно изображение через другое, как бы напоминая, что где-то нигде, невообразимо далеко и, одновременно, совсем рядом есть мир воображения, который Рикорди увидел в Риме.

 Выставка «Воображаемые театры в Риме» итальянского фотографа Карло Гаваццени Рикорди будет проходить в анфиладе главного здания Государственного Музея Архитектуры им. А.В.Щусева по адресу: м.  Библиотека им. Ленина, Александровский сад, Боровицкая или Арбатская, ул. Воздвиженка, 5. Открытие выставки пройдёт 26 июня в 19 часов. Для посещения выставка открыта с 27 июня во 2 сентября, со вторника по воскресенье с 11.00 до 19.00.

Телефоны музея – (495) 691 2109, (495) 690 0551. Официальный сайт: www.muar.ru

Подготовила Катерина Кудрявцева