Там, где когда-то была кондитерская фабрика, сейчас стоит Центр фотографии им. братьев Люмьер, названный так в честь двух французов, создавших кинематограф и напугавших когда-то публику движущимся с экрана поездом. Центр был создан два с половиной года назад владельцами «Фотогалереи имени братьев Люмьер» (хотя от перестановки букв в названиях смысл, вероятно, не особо изменился). А сейчас в Центре, 20-го июня 2012 года, открылась выставка – фотопроект под названием «Мы».

В отличие от известного одноимённого романа Евгения Замятина о будущем Едином Государстве, в котором человек во всецело унифицированной людской массе отличается только порядковым номером, «Мы» нашего времени — это собрание фотопортретов, где у каждого человека своя улыбка, свой взгляд, причёска, профессия, возраст, национальность… И из этих совершенно разных портретов создаётся общий портрет российского века, как снежный ком, в котором нет ни одной повторяющейся снежинки.
Как говорят организаторы выставки, «мы хотели сделать честный и добрый проект, который объединит нас всех, заставит оглянуться и посмотреть на наше прошлое позитивно, послужит своеобразным мостиком, который соединит прошлое с будущим. На выставке нет «чужой» фотографии. На снимках – наши прадеды и деды, наши родители и соседи, люди, которые окружают нас. Таким образом, из отдельных портретов выстраивается групповой портрет поколения, рассказывающий о нашей стране и ее людях. Фотография сегодня является наиболее доступным для восприятия визуальным видом искусства, и мы уверены, что наш проект поможет разобраться в нас самих и в том, что окружает нас сегодня».

Выставка насчитывает более трёхсот фотографий, созданных в период с 10-х по 80-е года 20 века, в года, когда успела случиться революция, война и Советский Союз. Снимки, в основном, представляют собой авторские отпечатки, взятые из коллекции Фотогалереи им. братьев Люмьер, родственного Центру заведения, а также из всевозможных частных и авторских коллекций и фондов.

С.Болдин. Владыка. 1970-е

Здесь есть и одни из самых ранних российских фотографий. Например, «Бурлак-крестьяни И. Гусаров» (1900-е) Максима Петровича Дмитриева (1858—1948), одного из основоположников публицистической фотожурналистики в России, автора таких известных серий-фотолетописей, как «У Серафима Саровского» и «В Заволжских скитах». Или, например, «Портрет курящей калмычки» (1928) Аркадия Самойловича Шайхета, классика российской фотографии, прошедшего круговой фотопуть от «Огонька» через Великую Отечественную войну со Сталинградом, Курской Дугой и взятием Берлина, обратно к «Огоньку».
На выставке можно увидеть работы Юрия Петровича Ерёмина («Девочки» — 1930-е), обладателя Почётного диплома за «художественность подходов (выбор точки зрения, освещение, общую композицию картины)» на выставке «Советская фотография за 10 лет» в 1928 году, фотографа, руководившего в довоенное время работами по фотоувеличению портретов вождей российского племени – Ленина и Сталина. Можно увидеть снимки Марка Борисовича Маркова-Гринберга («Знатный шахтер Никита Изотов» — 1934 г.), известного фотокорреспондента ТАСС, прожившего почти сто лет.

Я.Халип. Жажда.

На выставке есть и ряд фотографий Якова Николаевича Халипа, прославленного ученика Александра Родченко, первого российского фотожурналиста, награждённого орденом «Знак Почёта», фотографа, создававшего фотодух эпохи. Среди его работ, представленных в проекте «Мы» — «Торпедист Виктор Чероков» (1936), «Жажда» (1958), «Студентка на целине» (1959), «Язык племени майя разгадан» (1962).

Я.Халип. Торпедист Виктор Чероков. Балтийский флот. 1936

Также на выставке показаны фотографии Эммануила Евзерихина («Девочка с гербарием» — 1938); Юрия Абрамочкина (цветная «Целина молодела. Кустанайская область» — 1962 г. ; «Байкальские рыбаки» — 1969); Андрея Князева («Скамейка юности» — 1970-е); Сергея Болдина («Владыка» — 1970-е); Валерия Христофорова («КАМАЗ» — 1972); детские портреты, например, «Первоклассница» (1973) Николая Филиппова или «Ученик 5 класса «Б» шестнадцатой школы Ленинского района г. Москвы Слава Евсеев» (1960) Льва Бородулина, «Девчонки из Старой Руссы» (1967) Вадима Опалина, «Юнармии солдат» Анатолия Болдина (1969), «На все времена» (1972) Владимира Лагранжа и многие другие.

Выставка «Мы» открыта с 20 июня по 16 сентября в Центре фотографии им. братьев Люмьер по адресу: м. Кропоткинская, фабрика «Красный Октябрь», Болотная набережная, д.3, стр. 1. Время работы — с 12.00 до 21.00, в субботу и воскресенье: с 11.00 до 21.00, а в понедельник, как и в большинстве музеев,– выходной.
Цена стандартного билета — 250 рублей. Студенты и учащиеся могут пройти за 150 рублей. А пенсионеры в будни – за 190 рублей.

Всё вопросы можно задать по телефону Центра (495) 228 98 78 или написать на info@lumiere.ru. А примеры фотографий можно увидеть на официальном сайте Центра — www.lumiere.ru .

подготовила Катерина Кудрявцева