Одним из наиболее увлекательных, необычных и в то же время сложных жанров фотографии является фотоохота. Это съемка животных, птиц или насекомых в естественных для них условиях обитания. Фотографии животных приносят массу положительных эмоций, такая съемка открывает перед фотографом широкие возможности для поиска интересных кадров и наиболее выигрышных сюжетов. Многие фотографы, занимающиеся фотоохотой, готовы часами сидеть в укрытии только для того, чтобы порадовать себя и своих знакомых каким-либо одним необычным кадром. Какие советы и рекомендации можно дать новичку, пытающемуся освоить этот сложный жанр фотографии?

Выбираем технику

Начнем с техники, которую стоит использовать для фотоохоты. Поскольку снимать животных крупным планом зачастую приходиться с почтенной дистанции, чтобы не спугнуть, имеет смысл использовать компактные ультразумы или зеркальные аппараты с длиннофокусной оптикой. Обладателям зеркальных фотоаппаратов стоит выбирать из объективов с фокусными расстояниями 70-300 мм в эквиваленте для 35-миллиметровой камеры. Для съемки птиц приходится иметь дело с еще большей дальностью съемки, поэтому здесь можно использовать оптику с фокусным расстоянием 100-500 мм. В отдельных ситуациях пригодится и объектив с фиксированным фокусным расстоянием (например, 400 мм), с помощью которого можно получить отличные результаты.

ISO80 , Фокусное расстояние 432 мм (в эквив.)
ISO80, F3.7, 1/125c, 432 мм (в 35-мм эквив.)

Фотоохота просто не может обойтись без съемки движущихся объектов, поскольку многие животные практически постоянно находятся в движении. Фотографирование на длинных выдержках очень часто приводит к смазыванию изображения. Не спасает даже встроенная в камеру система стабилизации. В этой связи фотографу приходиться задействовать быструю съемку на коротких выдержках, что обуславливает еще одно требование к используемой цифровой фототехнике – наличие достаточного запаса по светочувствительности матрицы.

Также важно, чтобы фотоаппарат был скорострельным, то есть у него должен быстро работать затвор, сама съемка и запись кадров на карту памяти должны производиться максимально быстро. Камера должна поддерживать высокую скорость серийной съемки для возможности делать серию снимков за очень короткий промежуток времени, и в этом плане фотографу могут отлично подойти современные скоростные компакты. Естественно, что камера должна поддерживать и съемку в формате RAW – так можно получить более качественные результаты и более широкие возможности для последующей обработки фотографий.

Где снимать?

Помимо правильно подобранной техники, фотограф, осваивающий новый для себя жанр фотоохоты, конечно, должен получить представление об особенностях и повадках различных животных, экологии и географии животного мира. Для этого рекомендуется почитать специальную литературудля изучения всего жизненного цикла того или иного животного (когда у него брачный сезон, период кормления или высокой активности) и проштудировать весь Интернет на предмет особенностей съемки тех или иных видов.

ISO200, F7.1, 1/320c, 300 мм
ISO200, F7.1, 1/320c, 300 мм (в 35-мм эквив.)

На начальном этапе хорошим вариантом может стать съемка животных в зоопарке. Туда лучше отправиться в будний день, когда народу меньше и можно без проблем занять удобное место у клетки или вольера. И даже если стоит не самая приятная холодная или пасмурная погода – это не повод откладывать свой визит в зоопарк, ведь многие животные как раз в такую погоду выползают из своих укрытий, где они обычные дни скрываются от жары и яркого солнечного света.

Только поднабравшись достаточного опыта в съемке и изучив суть предмета, можно отправляться в естественные условия обитания животных. Необходимо определиться с тем, каких животных Вы будете снимать и, соответственно, куда отправиться с экспедицией. Для целей фотоохоты лучше всего подходят национальные парки и природные заповедники. Необходимо узнать, на каких условиях туда можно приехать, какие правила посещения и фотосъемки там действуют, существуют ли определенные ограничения.

В крупных национальных парках предусмотрены специальные места для фотографов, удаленные от мест дислокации обычных туристов. После приезда на место стоит выбрать профессионального гида, который знаком с местными особенностями и будет сопровождать Вас во время съемок. В африканской саванне и других регионах от гида может напрямую зависеть безопасность и жизнь фотографа.

Как снимать?

Если фотографировать животных в пассивном, лежачем состоянии, то вряд ли можно получить какие-либо интересные кадры. Конечно, лучшие результаты дает съемка животных в движении – во время кормления, игр или охоты на других представителей животного мира. Здесь можно перевести камеру в серийный режим и снимать по нескольку кадров за короткий промежуток времени.

ISO200, F2.4, 1/80, 52 мм (в 35-мм эквив.)
ISO200, F2.4, 1/80, 52 мм (в 35-мм эквив.)

Другой вариант съемки движения предполагает правильный расчет траектории движения животного и наведение камеры на одну из точек этой предполагаемой траектории. Далее следует нажать на кнопку спуска затвора наполовину, чтобы камера смогла сфокусироваться на этом месте, а после того, как животное вбежало в кадр, нажать кнопку до конца. Четкие фотографии движущихся объектов можно получить только с использованием коротких выдержек – порядка 1/250 или 1/500 секунды.

Как известно, значение выдержки не должно превышать величину, обратную фокусному расстоянию. На практике же для получения четких и резких кадров выдержка должна быть в несколько раз меньше этой величины. Для съемки движущихся в кадре животных рекомендуется использовать режим приоритета выдержки или сюжетный режим «Спорт».

Как правило, фокусировку следует производить по глазам животного, хотя это и не всегда возможно. Не забывайте вносить поправки в экспозицию, поскольку встроенная автоматика камеры не всегда может обеспечить правильную проработку деталей в кадре, она имеет склонность к усреднению деталей. При высоком контрасте изображения вносить экспопоправки просто необходимо для получения качественных кадров.

Звери, как и люди, ведут себя по-разному, поэтому так важно изучить не только повадки интересующего Вас животного, но и ареал его обитания, места и способы кормления. Такая информация бывает полезной для того, чтобы принять окончательное решение, как снимать и какую технику фотографирования использовать для того, чтобы получить необычные, яркие снимки. По сути, к каждому конкретному животному необходим собственный, индивидуальный подход. На первом этапе не лишнем будет познакомиться и примкнуть к уже опытному фотоохотнику, который может дать ценные советы, опираясь на свой многолетний опыт.

Лучший вариант фотосъемки в условиях естественной среды обитания – это фотографирование из специального укрытия. Такое укрытие (темное изнутри) устанавливается обычно в темное время суток за несколько дней до съемки. Входить в укрытие рекомендуется только перед рассветом, когда животные отдыхают и обращают меньше внимания на происходящее вокруг.

При создании укрытия необходимо учитывать положение солнца и ветер, чтобы с одной стороны, животное не учуяло запах человека, а с другой, излишние тени не испортили бы сделанные кадры. Укрытие должно быть хорошо закреплено для устойчивости при сильном ветре. Его устройство должно позволить Вам вести всесторонне наблюдение за животными. Строить укрытие необходимо с особой тщательностью и вниманием, если Вы планируете снимать хищников. На сафари в Африке в качестве таких укрытий часто используется автомобиль. Естественно, что снимая животных из укрытия, следует на время забыть о курении или разговорах по мобильному телефону.

Фото через решетку вольера (ISO100, F4, 1/160, 420 мм в эквив.)
Фото через решетку вольера (ISO100, F4, 1/160, 420 мм в эквив.)

Если Вы только осваиваете фотоохоту и решили попрактиковаться в съемке животных в зоопарке, то здесь приходиться иметь дело с решетками и клетками. Животное за такой решеткой будет выглядеть на снимке не слишком красиво. В то же время подбираться как можно ближе к зверю и просовывать объектив камеры сквозь ячейку решетки следует осторожно. Преодолеть препятствие в виде прутьев клетки можно с помощью оптического зума. Приставив объектив фотоаппарата вплотную к клетке, следует максимально открыть диафрагму, чтобы передний план потерял резкость, и тогда прутья клетки станут менее заметными на фотографии.

При компоновке кадра лучше всего брать животное крупным планом. Либо искать интересные моменты для жанровых снимков, когда звери резвятся или играют друг с другом. В любом случае изобилия пустого пространства в кадре быть не должно, для комфорта зрителя нужно лишь оставить немного места по краям изображения. Порой очень увлекательными могут выглядеть сцены взаимоотношений людей и животных.

В условиях естественной среды обитания интересны не только сами животные, но и живописная природа, красоты которой также можно показать в кадре. На самом деле фотоохота предлагает фотографу огромные возможности для творчества и поиска интересных кадров. При выстраивании композиции снимка следует ориентироваться на пропорции животного. Например, при съемке жирафов композиция явным образом стремится к вертикали, поэтому имеет смысл развернуть камеру и сделать вертикальный кадр.

Напоследок, следует напомнить, что настоящий фотоохотник должен обладать колоссальным терпением и выдержкой. Ведь главное при съемке диких животных – это именно умение терпеть и ждать. Засада из-за укрытия может продолжаться в течение нескольких часов для получения желаемых результатов. Если у Вас этих качеств пока нет, то придется воспитывать их в себе по мере накопления опыта подобных съемок. И в то же время фотоохотник должен обладать азартом, настоящей любовью и страстью к тому, что он делает. Без этих качеств также сложно надеяться на яркие, интересные кадры.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)