За время существования фотографического искусства уже создано столько красивых, интересных фотографий, что их просто невозможно сосчитать. Как и подобает любому произведению искусства, самые ценные и уникальные фотографии являются предметом интереса известных аукционных домов и частных коллекционеров. Многие люди готовы выкладывать баснословные суммы за понравившиеся им шедевры фотографического искусства.

Сегодня во всем мире регулярно проходят аукционы, специализирующиеся именно на продаже фотографий. Хотя фотоснимки еще не могут соперничать по цене с живописными полотнами, тем не менее, год от года спрос на фотографию растет. В этой статье мы обратимся к фотоработам, которые были проданы с мировых аукционов за весьма значительную сумму.

«Распутывание» (1994), фотограф Джефф Уолл (Jeff Wall)

Untangling

Стоимость – $ 1 000 0000

И первой в нашем коротком списке идет работа канадского фотографа Джеффа Уолла под названием «Распутывание». Она была продана с аукциона за 1 000 000 долларов в 2006 году. Джефф Уолл прославился своими фотографиями крупного формата, которые по масштабам и продуманности деталей можно сравнить с полотнами художников XIX столетия. Уолл – мастер постановочной фотографии, выстраивающий те или иные события исключительно для камеры. При этом события и зарисовки на его фотографиях выглядят так, как будто они сняты совершенно случайно.

Конструированием различных фотографических сцен Джефф Уолл занимался еще в эпоху пленочной фотографии, но цифровая техника позволила ему выйти на новый уровень. Работая в студии, он мог создавать деталь за деталью для формирования цифрового изображения, которого никогда и не было в реальности. Многие его фотографии восходят к живописным традициям. Снимок «Распутывание», датированный 1994 годом, относится как раз к категории постановочной фотографии, где талантливый канадский мастер проявил себя в качестве первоклассного режиссера.

«Пантеон, Рим» (1990), фотограф Томас Штрут (Thomas Struth)

Источник: christies.com
Источник: christies.com

Стоимость – $ 1 049 000

Немецкий фотохудожник Томас Штрут получил широкое признание благодаря своим разноплановым работам. Начинал он с простых черно-белых снимков городских ландшафтов, после чего создал несколько фотографических серий, самой известной из которых стал проект под названием Museum Photographs. Это монументальное и в тоже время забавное изображение людей, которые посещают самые известные музеи мира. При создании этого проекта Томас Штрут фотографировал посетителей парижского музея Орсе и немецкого Художественно-исторического музея (Kunsthistorisches Museum). Не обошлось в этом проекте и без фотоснимка посетителей легендарного Пантеона в Риме. Фотография под лаконичным названием «Пантеон, Рим» была продана в 2007 году на аукционе Christie’s за более чем миллион долларов США.

Свое желание фотографировать людей в музеях немец Томас Штрут объяснял так: «Я всегда интересовался искусством. Задолго до того, как я стал фотографом, живопись была для меня единственным средством художественного самовыражения. В годы учебы я проводил много времени в музеях, например, в музее Людвига в Кельне. Меня всегда интересовали не только условия, в которых художник создавал свои работы, но и то, каким образом они экспонируются в музеях, как сохраняются сквозь годы. Я намеревался запечатлеть средствами фотографии то, как люди реагируют на картины, историческое обрамление музейной обстановки, отклик на произведения во внушающей благоговейный трепет атмосфере крупных музеев».

«Наутилус»  (1927), фотограф Эдвард Уэстон (Edward Weston)

Источник: sothebys.com
Источник: sothebys.com

Стоимость — $ 1 082 500

«Наутилус» Эдварда Уэстона многие эксперты называют одним из самых известных фотоснимков, когда-либо сделанных. Идея этого снимка пришла в голову одному из величайших мастеров фотографии XX столетия во время посещения студии художницы Хенриетты Шор, где он увидел несколько картин с изображениями морских раковин. Эти живописные полотна оказали на Уэстона сильное эмоциональное воздействие. В течение последующих тридцати дней он экспериментировал со съемкой разделенных на части крупных морских раковин, пока не получил ставшую легендарной фотографию «Наутилус».

Для создания этого снимка Уэстону в силу ограниченных возможностей техники той эпохи пришлось использовать очень длительную выдержку, которая могла погубить всю идею снимка вследствие малейшей вибрации камеры. Однако он успешно справился с этими сложностями. Благодаря снимку «Наутилус» Эдвард Уэстон вошел в историю как новатор и модернист, техническому мастерству которого подражали последующие поколения фотографов. Это фотоизображение было напечатано с помощью желатиново-серебряной печати, и в 2010 году оно было продано на аукционе в Нью-Йорке за впечатляющую сумму — 1 082 500 американских долларов. Интересно, что сам автор снимка в свое время продал «Наутилус» всего за $ 10.

«Остров Джеймса Бонда» (2007), фотограф Андреас Гурский (Andreas Gursky)

James-Bond-Island-Andreas-Gurskiy

Стоимость – $ 1 120 521

В списке самых дорогостоящих фоторабот за всю историю присутствует немало произведений немецкого фотографа Андреаса Гурского. Недаром его называют самым дорогим фотографом современности. Фирменные фотоснимки Гурского – это масштабные панорамные фотоизображения, которые нужно рассматривать во всех подробностях только в натуральную величину. В поисках сюжетов для своего творчества он объездил самые разные уголки мира, начиная от Нью-Йорка и заканчивая Сингапуром. В 2007 году судьба забросила Андреаса Гурского в Таиланд, где он сумел сделать одну из самых знаменитых своих фотографий.

Это снимок небольшого известнякового островка в заливе Пхангнга северо-восточнее Пхукета под названием Ко-Тапу. Этот живописный остров приобрел широкую известность после того, как в мировой прокат вышел фильм «Человек с золотым пистолетом». С той поры за Ко-Тапу прочно закрепилось неофициальное название «острова Джеймса Бонда».Эффектный снимок островка в заливе Пхангнга, сделанный Андреасом Гурским, был продан в 2012 году за 1 120 521 американских долларов.

«Довима и слоны» (1955), фотограф Ричард Аведон (Richard Avedon)

Источник: artinfo.com
Источник: artinfo.com

Стоимость — $ 1 151 976

Одна из самых узнаваемых работ фотографа Ричарда Аведона – это снимок «Довима и слоны», сделанный им в 1955 году для одной из своих выставок. На нем запечатлена обворожительная модель Довима в роскошном вечернем платье, созданном юным Ивом Сен-Лораном, которая находится в окружении величественных африканских слонов. Американка ирландского происхождения Дороти Вирджиния Маргарет Джубаили просто Довима являлась одной из топ-моделей 50-х годов. Благодаря своим невероятно красивым глазам и восхитительным волосам она еще в детстве выигрывала самые разнообразные конкурсы красоты.

Спустя годы Довима стала любимой моделью Кристиана Диора и Жака Фата. Очень понравилась она и фотографу Ричарду Аведону, который называл ее «самой удивительной и необычной красавицей своего времени». По воспоминаниям самой девушки, в тот памятный день, когда, она отправилась на съемку с африканскими слонами, за час было отснято не менее ста кадров. Когда съемка благополучно завершилась, американской красавице уже начало казаться, что слоны стали ее лучшими друзьями и вместе с ней они готовы были синхронно двигаться взад и вперед.

«Джорджия О’Киф» (1919), фотограф Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz)

Стоимость — $ 1 360 000

Альфред Стиглиц – первый, кто познакомил американцев с фотографическим искусством и модернистской живописью. Уже в самом начале XIX века он боролся с художественной элитой за право считать фотографию искусством наряду с другими формами и видами изобразительного искусства. В 1905 году он открыл свою собственную «Маленькую галерею Photo-Secession». Там Альфред Стиглиц регулярно выставлял работы Матисса, Мане и Пикассо, за что не раз подвергался нападкам критики.

Именно в этой студии он познакомился с талантливой художницей, а впоследствии и своей будущей соратницей и даже супругой Джорджией О’Киф. Так получилось, что без согласия Джорджии он выставил ее работы в галерее. Когда молодая девушка узнала об этом, она была возмущена и сразу же отправилась к Стиглицу в студию, чтобы выяснить отношения. Но после короткой беседы конфликт был погашен, он плавно перетек в совместный ланч.

Впоследствии Джорджия О’Киф стала супругой легендарного мастера фотографии. Более того, черно-белые портретные снимки Джорджии прославили его имя. В общей сложности  Альфред Стиглиц сделал более трехсот фотоснимков своей супруги, причем на многих из них девушка запечатлена в довольно откровенных позах. Фотография обнаженной Джорджии О’Кифбыла продана с аукциона Sotheby’s в 2006 году за сумму в более чем 1,3 миллиона долларов.

«Обнаженная» (1925), фотограф Эдвард Уэстон (EdwardWeston)

Weston

Стоимость — $ 1 609 000

В завершение еще одна известная работа выдающегося американского фотографа Эдварда Уэстона, на этот раз датируемая 1925 годом. Это фотография «Обнаженная», которая до сих пор кажется многим зрителям весьма провокационной. Уэстон был фотографом-авангардистом, отказавшимся от ретуши в портретной съемке и ставшим ярким представителем, так называемой, прямой фотографии. Он отмечал: «О композиции я ровным счетом ничего не знаю. Я создаю ее сам. Слепо следовать правилам композиции — все равно, что проверять правила земного притяжения перед тем, как отправиться на прогулку. Научить чувствовать композицию невозможно. Это вопрос мастерства и творческой зрелости».

С таким оригинальным подходом к фотографическому творчеству Эдвард Уэстон оказался первым фотографом, получившим премию Гуггенхайма. В 2008 году его фотографию «Обнаженная» за 1 609 000 американских долларов приобрел владелец галереи Pace-MacGillGallery.