ДомойФотографияФотографыФотобезумие Мирослава Тихого

Фотобезумие Мирослава Тихого

Он никогда не стремился к славе или общественному признанию. В течение десятилетий он бродил по своему родному городу с самодельным фотоаппаратом в руках и фотографировал женщин. Он являл собой пример настоящего реакционера, воплощением всего того, с чем боролся коммунистический режим. Речь идет о чешском фотографе и художнике Мирославе Тихом (Miroslav Tichy). Он приобрел широкую известность только тогда, когда ему уже было далеко за семьдесят. Ведь Мирослав Тихий, самостоятельно мастеривший свои фотокамеры из подручных материалов, творил исключительно для себя, не подозревая о том, что его работы могут быть интересны фотографическому сообществу.

Мирослав Тихий родился в небольшой деревне Нетцице в 1926 году. Он был единственным ребенком в семье. Заинтересовавшись живописью и искусством, юноша поступил в гимназию на подготовительный факультет Пражской Академии изобразительных искусств, где его преподавателем стал известный чешский импрессионист Ян Желибский. В своем творчестве Тихий также следовал традициям импрессионистов и кубистов, подражая живописным полотнам Пикассо, Сезанна и Матисса.

Все складывалось хорошо, пока в Академии изобразительного искусства в Праге не начались гонения на  тех, кто не разделял коммунистические ценности. В эту пору безжалостных гонений на искусство потеряли работу многие известные профессора, значительная часть студентов была просто изгнана из Академии. В числе последних оказался и Мирослав Тихий, который, в конечном счете, перестал ходить на занятия и общаться со своими друзьями по учебному заведению. В пражской Академии наступили суровые времена цензуры, когда студентам было запрещено работать с обнаженной натурой, вместо нее нужно было рисовать рабочих в спецовках. В итоге, летом 1948 года Тихий был отчислен, оказавшись неспособным подчиниться требованиям новой политической системы.

Сам Мирослав Тихий впоследствии говорил на этот счет следующее: «При коммунизме нам было запрещено рисовать обнаженных женщин. Мол, это уводит в сторону от построения социализма и от трудовых масс. Как только это запретили, я перестал ходить в Академию». Действительно обнаженная натура, женские портреты и фигуры практически с самого начала были главными объектами его творчества во время и уже после учебы в Академии.

В 50-е годы он рисовал знакомых женщин, но чаще всего работал по памяти, создавая быстрыми штрихами образ девушек, которых он недавно увидел на улице. Все его творчество, как в живописи, так и затем в фотографии, сводилось к тому, чтобы уловить дух женщины, запечатлеть на картине или фотоснимке женскую сущность.

Естественно, что как человека своевольного, нелояльного к коммунистическому режиму, его неоднократно подозревали в подрывной деятельности. Он являлся настоящим вызовом марксисткой идеологии и потому аресты для него стали обычным явлением. Практически восемь лет Мирослав Тихий провел в лагерях и тюрьмах. Один из арестов закончился тем, что вмешалась мать Тихого, и вместо длительного тюремного заключения его отправили в психиатрическую больницу на принудительное лечение.

Но наступили времена хрущевской оттепели и Мирослав Тихий смог вернуться к своей обычной жизни. Впрочем, после долгих скитаний он уже стал походить на обычного городского сумасшедшего, которого не волновало, что думают о нем окружающие люди. После возвращения в родной город Кийов, где проживали его родители, он вновь начал писать картины, по-прежнему ориентируясь на модернистский стиль, импрессионизм и кубизм.

Однако к началу 60-х годов он забросил живопись, перестал следить за своим внешним видом и практически всегда ходил в старых лохмотьях. Люди сторонились его как неудачника, бродягу и человека, позволявшего себе открыто критиковать коммунистический режим. Тем не менее, неприятие социальных ценностей было частью внутреннего мира Мирослава Тихого, от которой он не собирался отказываться.

От живописи к фотографии Тихий перешел только в начале 70-х годов. Свое увлечение фотографией Мирослав объяснял просто: «Картины были написаны, рисунки нарисованы. Что мне оставалось делать? Я искал что-то другое. И благодаря фотографии я нашел новое, целый новый мир». Он действительно нашел для себя новый мир, в котором не существовало каких-либо ограничений. Тихий сознательно отказался от использования современных фотоаппаратов. Вместо этого он начал изготавливать самодельные камеры из металлических пластин, картона и линз, найденных от выкинутых очков или телескопов. После того, как его вынудили освободить свою студию в особняке родителей, он поселился в небольшой коморке у соседки. Полностью исчерпав свой интерес к живописи и абстрактным рисункам, Мирослав Тихий переключился на фотографию.

Как утверждал Тихий: «Главное – это иметь плохой фотоаппарат. Если хочешь стать знаменитым – то делай свое дело плохо, хуже всех на свете. Красивое, пригожее, выпестованное – это уже никого не интересует». Именно этому принципу он и следовал в своем творчестве. Мирослав все делал вручную, собственными руками – от странных фотоаппаратов, изготовленных из самого разнообразного мусора, до проявки и печати отпечатков. Для изготовления фотокамер с объективами он обрабатывал линзы с помощью наждачной бумаги и полировал их затем зубной пастой. На самом деле в ход у него шло все что угодно – от картонных коробок и консервных банок до досок, содранных с забора.

Фотопленку, бумагу и необходимые химикаты Тихий покупал в местной аптеке. Несмотря на то, что ему не раз предлагали более совершенное фотографическое оборудование, он всегда отказывался, предпочитая современным аппаратам свои самодельные камеры. Таким способом он всячески демонстрировал свою независимость от общества, абстрагируясь от достижений и удобств, предоставленных современным миром. Эта оторванность от общества, ограничение себя лишь самым необходимым стали частью его фотографического стиля.

Вооружившись своими «мусорными камерами», Мирослав Тихий, сам одетый в лохмотья, каждый день в течение многих лет выходил на улицы родного города для того, чтобы фотографировать женщин. Он старался снимать незаметно, быстро и с довольно большой дистанции, держа, таким образом, определенную дистанцию между собой и своими моделями. Обычно во время прогулок по городским улицам Тихий прятал фотоаппарат под свитером. И когда что-либо привлекало взгляд фотографа, он просто приподнимал свитер левой рукой, а правой снимал, практически не глядя в видоискатель. Такая съемка была молниеносной и, самое главное, совершенно незаметной для объекта съемки.

В течение дня он бродил по улицам, подолгу останавливался у центральной площади рядом с церковью, автобусной станции и городского бассейна. За это время Тихий успевал сделать несколько десятков фотоснимков женщин. После этого он возвращался домой, проявлял и печатал свои снимки на примитивном оборудовании, также созданном своими руками. Чешский фотограф часто наклеивал снимки на картонки, создавая подобие рамки, а также украшал их с помощью обычного карандаша.

Фотографии Мирослава Тихого – это неясные, размытые образы, притягивающее своей чувственностью, грациозностью и нежностью. Глядя на снимки чешского фотографа, ты словно на миг оказываешься в воображаемом мире женщин, окутанном легкой дымкой. Его слабо экспонированные, туманные фотографии буквально наполнены экспрессией.

Свое увлечение женщинами и красотой женского тела в фотографии Тихий объяснял так: «Для меня женщины – это просто лейтмотив, Я никогда не гонялся безудержно за юбками. Даже когда я вижу женщину, которая мне нравится – и возможно я мог бы попробовать заговорить с ней – я понимаю, что мне это на самом деле неинтересно. Вместо этого я беру карандаш и рисую ее. Эротизм это все равно просто сон. Мир – иллюзия, наша иллюзия».

Проявив и напечатав свои фотоснимки, Мирослав Тихий просто складывал их в коробки. Некоторые фотографии ему нравились особо, поэтому он буквально спал, ел вместе с ними, не в силах оторваться от созерцания. Поскольку отпечатков было очень много, в скором времени его фотографии оказались разбросанными в полном беспорядке по всему дому, пылясь в многочисленных коробках.

Он никогда не собирался выставлять свои фотоработы или продавать. Тем не менее, спустя десятки лет, уже будучи в почтенном возрасте, бывший бродяга с седой шевелюрой неожиданно стал знаменитостью. Широкой публике необычного  чешского фотографа открыл Роман Баксбаум в конце 1990-х. А уже в 2004 году прошла персональная выставка фотографий Мирослава Тихого на Бьеннале в Севильи, организованная известным куратором современного искусства Гарольдом Зееманом.

За этим последовала большая ретроспектива фоторабот Тихого в Музее Кунстхауст в Цюрихе, а далее путешествие его фотографий по крупнейшим выставочным залам Нью-Йорка, Берлина и Лондона.Чешскому фотографу было восемьдесят два года, когда его работы были выставлены в парижском Центре Помпиду. А спустя два года он скончался в своем родном городке Кийов.

Безусловно, Мирослав Тихий – фигура неоднозначная в современной фотографии. Кто-то считает его простым городским сумасшедшим, безумцем, который искусно использовал занятия фотографией для того, чтобы скрыть свои психические отклонения. Другие же не сомневаются в его таланте фотографа, в оригинальном художественном восприятии. Вероятно, вопрос, кем был на самом деле Мирослав Тихий – безумцем или гением, так и останется без ответа.

Источник: Фотокомок.ру

2 КОММЕНТ.
  1. Респект за искусство, как не крути он донес своё видиние мира массам.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ