ДомойФотографияФототеорияФормат RAW как выжать максимум из цифрового изображения

Формат RAW как выжать максимум из цифрового изображения

RAW в переводе с английского означает «сырой, незавершенный». Данные в формате RAW действительно представляют собой необработанные, «сырые» данные о снимке, которые не подверглись сжатию или обработке. Профессиональные фотографы, которые серьезно относятся к результатам своего творчества, предпочитают снимать именно в таком формате, ведь основным достоинством RAW является возможность «вытянуть» максимум из любого цифрового фотоизображения.

Под словом «вытянуть» понимается серьезное изменение некоторых настроек полученной цифровой фотографии. Если Ваш цифровой фотоаппарат снимает в RAW, значит, у Вас появляется прекрасная возможность выжать из своих изображений гораздо больше, чем если бы Вы были обладателем простой «мыльницы», снимающей только в JPEG.

JPEG vs RAW

Чтобы рассказать о преимуществах «сырого» формата и возможности с его помощью выжать максимум из отснятого материала, стоит сначала более подробно остановиться на его противоположности – формате JPEG. Это универсальный формат изображения, который можно назвать цифровым эквивалентом слайда. При использовании формата JPEG информация, получаемая с матрицы, преобразуется в ходе нескольких этапов. После захвата аналогового сигнала матрицей он переводится в цифровую форму посредством аналогово-цифрового преобразователя, далее осуществляется цветовая интерполяция и обработка цифрового фотоизображения в соответствии с конкретными настройками камеры. Это настройки цветопередачи, баланса белого, яркости и насыщенности, коррекции цветовых составляющих RGB, микроконтраста и т.п.

Фотография до обработки (слева) и после обработки в редакторе
Фотография до обработки (слева) и после обработки в редакторе

После обработки выполняется сжатие с определенной потерей качества в зависимости от выбранных пользователем настроек. На выходе при съемке в формате JPEG у фотографа сразу получается готовая картинка, которую можно отправить на сайт или в печать. Причем цвета на готовых фотографиях будут ровно такими, какими их «видит» система обработки изображений Вашего цифрового фотоаппарата.

К преимуществам формата JPEG можно отнести: малый размер файла вследствие высокой степени сжатия, стандартность (JPEG является стандартом хранения изображений в сети и пользовательских альбомах) и поддержку формата самыми разнообразными программными средствами. Однако нужно понимать, что каждая стадия преобразований цифрового отпечатка приводит к необратимой потере информации.

Даже при небольшой степени сжатия возникают определенные потери данных, что может приводить к незаметным искажениям картинки. Но при сильной степени сжатия или многократном сохранении в формате JPEG эти искажения уже становятся весьма явными и отражаются на качестве фотографии. Возникает разумный вопрос – зачем же отдавать все стадии обработки цифрового фотоизображения встроенным алгоритмам камеры, когда можно самостоятельно обработать фото с минимальными потерями в данных, да еще и улучшить его в случае необходимости по собственному усмотрению?

Именно поэтому становится актуальным формат RAW – своего рода «полуфабрикат», который обеспечивает различные варианты дальнейшей обработки, в ходе которых будет получен тот или иной конечный результат. RAW представляет собой специфический формат, в котором хранятся данные о сигнале, поступающем напрямую со светочувствительного сенсора без дальнейшей обработки фотоаппаратом. Нужно понимать, что информация, снятая с матрицы, не является фотоизображением в привычном для нас понимании. Для формирования цветной картинки применяется структура цветных фильтров (фильтр Байера), при которой каждый пиксель на матрице воспринимает свет только одного из цветов (красного, зеленого или синего). Но чтобы собрать из таких отдельных пикселей цветное изображение требуется выполнить преобразования по определенному алгоритму – для каждого пикселя изображения определяется полный оттенок цвета, включающий в себя три базовых, взятых с соответствующими пропорциями.

Однако алгоритмы реализации фильтров Байера и восстановления цветного изображения не стандартизированы, то есть каждый производитель фотокамер использует свои собственные алгоритмы. Можно сказать, что RAW – это не какой-то отдельный формат, а целое семейство не стандартизированных форматов, в которых сохраняют информацию камеры различных производителей. У Nikon- это NEF, у Canon – CR2, у Olympus – ORF. Существуют и другие вариации с расширением RAW. Вследствие этого для работы с RAW-файлами фотографу придется прибегать к помощи «родного» RAW-конвертера от конкретного производителя. То есть в данном случае каждая программа, способная читать RAW, будет показывать фотоизображение по-своему. И если, например, осуществлять конвертацию RAW не в «родном», а стороннем конвертере, то цвета на фотографии будут в той или иной степени близки к оригиналу, но никогда в точности не совпадут.

В принципе, в формате RAW снимают абсолютно все цифровые камеры, но у большинства сохранение в RAW заблокировано, и фотоаппарат самостоятельно конвертирует сигнал в формат JPEG по встроенному алгоритму. JPEG-файл формируется с помощью работы системы обработки изображения, которая включает в себя процессор, дополнительные микросхемы и программные алгоритмы.

Формат RAW представляет собой своеобразный непроявленный цифровой снимок, который не пригоден к печати и может интерпретироваться различными редакторами по-разному. Данные в RAW-контейнере могут быть и несжатыми, и сжатыми, с потерями или без. Но даже сжатый RAW-файл несет в себе куда больше информации о фотоизображении, чем JPEG-файлы максимального качества. Наибольшие возможности для фотографа предоставляют 12- или 14-битные RAW-файлы.

Формат RAW: возможности для обработки снимка

lightroomПочему RAW-файлы обеспечивают фотографу более широкие возможности постобработки без потери качества? Как правило, аналого-цифровой преобразователь (АЦП) при выдаче RAW-файлов обеспечивает глубину цвета 12 или 14 бит, хотя есть и более продвинутые исключения (отдельные фотокамеры способны сохранять 22-битные RAW-файлы). В то время как при съемке в формате JPEG на выходе получаются обычные 8-битные файлы, сразу пригодные для размещения в сети или для печати. «Лишние» же данные используются процессором обработки изображения в камере для того, чтобы компенсировать недостатки матрицы, в частности, расширить динамический диапазон или снизить уровень шумов. RAW-файл хранит всю информацию, которую дает блок АЦП, и, соответственно, он предоставляет фотографу обширные возможности постобработки.

В частности, если Вы или встроенная автоматика Вашей камеры немного ошиблись в выборе параметров экспозиции, то сохранение фотографии в формате RAW и последующая обработка «сырого» файла позволит вытянуть тени и света без каких-либо тональных искажений или потерей качества. К примеру, 12-битный RAW-файл дает возможность для экспокоррекции примерно в пределах двух ступеней экспозиции в каждую сторону. Для этого достаточно воспользоваться в «родном» RAW-конвертере инструментом экспокоррекции. Кроме того, если параметры экспозиции с самого начала были определены верно, то за счет большей исходной разрядности (глубины цвета) Вы сможете обработать снимок для получения более глубокого, детализированного изображения с расширенным динамическим диапазоном (High Dynamic Range, HDR).

По большому счету, все те операции, которые процессор цифрового фотоаппарата выполняет самостоятельно, Вы можете проводить вручную посредством инструментов RAW-конвертера. Конечно, это потребует определенных навыков и дополнительных затрат времени, однако наградой станут значительно более качественные и детализированные фотографии. 12- или 14-битный RAW-файл позволяет редактировать цифровое фото изображение в недоступных для формата JPEG рамках.

Вы можете исправить экспозицию, изменить настройки баланса белого, повысить резкость картинки или эффективно удалить шум на изображении. Безусловно, фотографии в формате JPEG тоже можно корректировать, воспользовавшись инструментами любого графического редактора, но с намного меньшим качеством получаемого изображения, в частности, при переэкспонированном снимке.

Чтобы понять возможности RAW-конвертации, можно открыть популярную программу Adobe Lightroom, которая не только достаточно проста в работе, но и поддерживает почти все выпущенные камеры, способные выдавать RAW-файлы. Это удобное и мощное приложение для обработки RAW-изображений. Важно, что до момента конвертации, внесенные в программу цифровые снимки остаются нетронутыми, а предварительный просмотр разнообразных пользовательских настроек доступен из кэша приложения. С помощью инструмента Exposure в программе Adobe Lightroom осуществляется первичное «вытягивание» деталей из неправильно экспонированных кадров. Удобный инструмент Recovery позволяет Вам убрать пересветы в нужных участках фотоизображения, не затрагивая при этом остальные области картинки.

В свою очередь, инструмент Fill Light, наоборот, помогает увеличить яркость темных участков, не затрагивая при этом светлые участки. Программа Adobe Lightroom предоставляет очень обширные возможности RAW-конвертации и обработки «сырых» файлов, включая повышение/понижение контрастности снимка для того, чтобы сделать тональные переходы более мягкими или резкими, повышение насыщенности (избирательное или общее), очистку изображения от шумов, вызванных длительной выдержкой или высоким значением ISO. В программах, подобных Adobe Lightroom, можно не только исправить недостатки фотоизображения, но и добиться творческой обработки с помощью разнообразных художественных эффектов вроде имитации пленочных цветов.

Итак, формат RAW обеспечивает лучшее качество цифрового фотоизображения и позволяет «вытягивать» из далеко не самых удачных снимков с технической точки зрения, нечто, чтобы радовало глаз. Однако снимать в формате RAW разумно далеко не всегда, ведь такие «сырые» файлы весят гораздо больше, чем обычные JPEG. Существует множество ситуаций, в которых съемка в формате JPEG выглядит куда более целесообразной. Например, непрерывная съемка большими сериями или когда Ваша карта памяти близка к заполнению. Кроме того, снимать в RAW не стоит, если у Вас просто нет желания или не хватает времени  на то, чтобы самостоятельно заниматься обработкой изображений. Но если Вы серьезно относитесь к качеству получаемых фотографий, то съемка в RAW и последующая обработка являются просто необходимостью.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ