Каждый день в мире появляются тысячи новых компаний, большинство из которых вскоре исчезает, так и не сумев отвоевать себе место на рынке. Причина этого заключается не только в высокой конкуренции или в не самом лучшем качестве предлагаемого компанией продукта, но и в том, что у нее нет своего фирменного стиля. Понятие фирменного стиля сегодня простирается далеко за пределы рекламного бизнеса. Именно фирменный стиль призван выделить компанию, ее продукцию или услуги среди большого количества аналогичных предложений. С помощью фирменного стиля компания может громко заявить миру о себе, визуализировать свой основной девиз и представить потребителям товары с собственным, узнаваемым «лицом». Недаром ведущие западные компании тратят существенную часть своего годового дохода на поддержку имиджа, разработку и укрепление фирменного стиля.

Понятие фирменного стиля

Фирменный стиль – это определенный набор графических образов, словесных, типографических, звуковых или цветовых элементов, которые призваны обеспечить визуальное и смысловое единство продукции (услуг), а также всей исходящей от компании информации. В более узком понимании под фирменным стилем понимается товарный знак с присущими ему цветами и его использование в оформлении деловых бумаг компании и рекламных обращений. Однако в широком понимании фирменный стиль предполагает применение единых принципов оформления, цветовых сочетаний и графических образов для всего того, что так или иначе связано с деятельностью компании и ее продукцией.

Фирменный стиль является средством формирования благоприятного имиджа фирмы, ее индивидуальности для потребителей, заказчиков и потенциальных деловых партнеров. Качественный и запоминающийся фирменный стиль косвенно подтверждает надежность предприятия, гарантируя, что компания придерживается единых основополагающих принципов и соблюдает образцовый порядок как в производстве, так и в любых других областях деятельности.

Целями фирменного стиля являются:

  • Идентификация. Благодаря фирменному стилю потребители могут безошибочно узнавать продукцию компании по определенным визуальным образам и внешним признакам.
  • Доверие. Купив какой-либо продукт компании и убедившись в его качестве, потребитель впоследствии будет приобретать и другие продукты данной фирмы, выбирая их из других аналогичных товаров на рынке благодаря фирменному логотипу или товарному знаку. Фирменный стиль в данном случае способствует повышению доверия, поскольку является своеобразным «маячком», символизирующим качество и надежность.
  • Инструмент рекламы. Благодаря фирменному стилю значительно повышается эффект от размещения рекламы. Причем все элементы фирменного стиля в данном случае сами становятся объектом рекламы. Фирменный стиль в сочетании с рекламой помогает закрепить в сознании потребителей положительные эмоции, связанные с приобретением продуктов компании и их высоким качеством.

sample-logo

К числу основных носителей элементов фирменного стиля относятся:

  • печатная продукция компании (каталоги, буклеты, календари);
  • сувенирная продукция (пакеты, авторучки, поздравительные открытки);
  • служебные документы и удостоверения (визитные карточки, пропуски, удостоверения сотрудников);
  • элементы делопроизводства (деловые бумаги, фирменные бланки, фирменные папки);
  • атрибуты презентаций (плакаты, проспекты, информационные листы);
  • другие носители (фирменная упаковочная бумага, пригласительные билеты, фирменная одежда сотрудников, оформление залов для пресс-конференций).

Элементы фирменного стиля на всех носителях в совокупности помогают добиться максимального эффекта, когда потребители неосознанно будут запоминать индивидуальный стиль компании, причем он у них будет ассоциироваться исключительно с положительными впечатлениями.

Преимущества использования фирменного стиля

Фирменный стиль обеспечивает компании следующие преимущества:

  • помогает потребителю быстро сориентироваться в огромном потоке рекламной информации, чтобы легко и безошибочно найти продукцию или услуги данной компании;
  • повышает общую эффективность рекламы, усиливая ее эффект и сокращая расходы на маркетинг и PR;
  • способствует формированию и повышению корпоративного духа, объединяя всех сотрудников и создавая у них чувство сопричастности к делу компании;
  • позволяет компании с меньшими расходами выводить на рынок свой новый товар или услугу за счет большей узнаваемости бренда;
  • благотворно влияет на общую визуальную среду компании и эстетический уровень (внешний вид продукции, документации и помещений фирмы);
  • позволяет выделиться продуктам компании из общей массы на высоко конкурентном рынке, повышает положительный имидж предприятия и его восприятие;
  • обеспечивает единство рекламы и всех маркетинговых коммуникаций фирмы.

Фирменный стиль сам по себе является средством коммуникации, сочетающим в себе как рекламные черты, так и связи с общественностью. Как правило, позволить себе разработку фирменного стиля может только компания, уже обладающая определенными финансами и уверенная в качестве своей продукции (услуг). Однако в настоящий момент все чаще предприниматели задумываются о создании фирменного стиля еще на стадии открытия и регистрации собственного дела. Ведь фирменный стиль компании способствует более быстрому становлению продукции или услуги на рынке за счет того, что он позволяет их выделить. Соответственно, с самого начала фирма будет тратить существенно меньше средств на рекламные компании и продвижение своих продуктов на рынке. Продукция или услуги компании быстрее запоминаются потребителями и деловыми партнерами, что создает прочную основу для успешного развития в будущем.

Начав же действовать на рынке без атрибутов фирменного стиля, компания может упустить необходимое время, откладывая формирование у потребителя визуального образа фирмы. И в момент, когда она все-таки решится обрести свой фирменный стиль, «рекламный багаж», уже накопленный фирмой, будет, по-существу, утрачен, поскольку на рынке появится как бы другая, новая компания с совершенно незнакомым для покупателей «лицом».

По этой причине многие компании уделяют разработке фирменного стиля самое пристальное внимание, уже с первых дней своего создания. Впрочем, даже если компания и не уделяет никакого внимания фирменному стилю, он все равно складывается, но только бессистемно и хаотично. Причем чем дольше такое положение будет сохраняться, тем труднее будет исправить фирменный стиль компании в дальнейшем.

Элементы фирменного стиля

При разработке фирменного стиля создаются отдельные элементы или их совокупность. К элементам фирменного стиля можно отнести:

— Товарный знак

Основным элементом фирменного стиля является именно товарный знак, который может служить исходной точкой для разработки других элементов. Товарный знак – это зарегистрированное в установленном порядке словесное, изобразительное или звуковое обозначение (или их комбинации), которое используется для идентификации товаров или услуг данной компании, чтобы выделить их среди однородных товаров и услуг, предлагаемых другими фирмами. Словесный товарный знак характеризуется лучшей запоминаемостью и имеет наибольшее распространение, изобразительный представляет собой эмблему или рисунок, звуковой – больше используется радиостанциями и телекомпаниями.

— Логотип

Товарный знак в большинстве случаев регистрируется в форме логотипа —  оригинального начертания или сокращенного наименования компании. Как правило, логотип имеет не больше пяти – семи букв.

— Фирменный блок

 

Фирменный блок представляет собой наиболее традиционное сочетание нескольких элементов фирменного стиля, включающее в себя, в частности, изобразительный товарный знак и логотип, официальное название компании, ее почтовые и банковские реквизиты. Фирменный блок удобно использовать при оформлении фирменных бланков или упаковки продукции.

— Фирменный лозунг или слоган

Это оригинальный, постоянно используемый девиз компании. Он может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее девиз или кредо. Слоган должен быть кратким, оригинальным и иметь эмоциональную окраску, чтобы он хорошо запоминался. Иногда слоганы регистрируются в качестве товарных знаков.

— Фирменный цвет(или цвета)

Цвет может быть очень мощным средством идентификации, используемым как в построении товарного знака или логотипа, так и для создания общего корпоративного стиля. Он делает отдельные элементы фирменного стиля более привлекательными и запоминающимися для потребителей. За некоторыми видами продуктов или услуг уже прочно закрепились определенные цвета. Например, с отраслью растениеводства и продуктами ее переработки у потребителей всегда ассоциируется зеленый цвет. Тот или иной цветовой набор помогает создать определенный визуальный образ, характеризующий компанию и ее продукцию.

— Фирменные шрифты

Также элементом фирменного стиля могут выступать определенные шрифты, выбранные для того, чтобы подчеркнуть различные особенности образа марки. Шрифты отличаются друг от друга начертанием, шириной, насыщенностью. Каждый из них в зависимости от своих особенностей может восприниматься потребителями как «деловой», «элегантный», «мужественный». «прочный» и т.д. Таким образом, дизайнерам необходимо выбрать такой шрифт, который бы оптимально подходил для визуальной идентификации фирмы или ее продукта, тем самым, он бы вносил свой вклад в формирование фирменного стиля.

— Другие элементы фирменного стиля

К другим элементам фирменного стиля может быть отнесена, например, фирменная одежда сотрудников, подчеркивающая их принадлежность к компании или соответствие определенной профессии, либо абстрактные графические символы, обозначающие определенные товарные группы, размещение служб и другую востребованную информацию.

Разработка фирменного стиля

Разработкой фирменного стиля, как правило, занимаются опытные специалисты в области дизайна. В самом начале этого сложного процесса необходимо ответить на вопрос, как руководство компании представляет себе визуальный образ своего предприятия или продукции. Какой бы она хотела выглядеть в глазах потребителей? Дизайнеру нужно узнать, что фирма хочет рассказать о себе и предоставляемых ею услугах (товарах), что является в данном случае наиболее важным, а что второстепенным. Только после обсуждения всех этих вопросов, переходят непосредственно к проектированию элементов фирменного стиля. Тут придерживаются следующего принципа. Сначала дизайнеры выделяют главное, создают определенный визуальный образ путем разработки стилеобразующих компонентов, после чего переходят к созданию новых составляющих фирменного стиля.

Поскольку основным элементом фирменного стиля, используемым во всех видах брендовой продукции от бланков до наружной рекламы, является товарный знак или логотип, то начинают всегда именно с его создания. Разработке логотипа уделяется самое пристальное внимание и максимум художественных сил. Он должен быть лаконичным, графически уравновешенным, привлекательным и выразительным, чтобы сделать компанию узнаваемой на рынке.

Естественно, что при создании логотипа дизайнеры учитывают особенности бизнеса, сложившиеся традиции по разработке логотипов и товарных знаков в данной конкретной сфере, характеристики компании и ее продукции, а также потенциальные ожидания аудитории. Благодаря учету всех этих факторов создается достойный, оригинальный логотип, который будет отвечать потребностям бизнеса.

Создаваемые элементы фирменного стиля должны быть оригинальными, запоминающимися и в то же время они должны соответствовать определенным веяниям и модным течениям. Это непростая задача, поэтому в обязанности дизайнера обязательно входит обзор и анализ изменений в индустрии создания фирменного стиля. Ведь только благодаря постоянному отслеживанию основных тенденций на рынке рекламной продукции, дизайнер не сможет повториться при проектировании новых элементов фирменного стиля.

Эта область дизайна, как и многие другие, тесно связана с модой, то есть с господствующими в обществе в текущий момент времени эстетическими предпочтениями в одежде, предметах повседневного обихода, обычаях и манерах. Поэтому дизайнер должен тонко чувствовать конъюнктуру, изучать рыночный спрос и модные тенденции.  При этом специалисты при разработке элементов фирменного стиля должны не только работать в рамках современной моды, но и определять для себя возможные направления ее перспективного развития, а иногда и определять их. Хороший фирменный стиль компании должен быть неповторимым и оригинальным, он должен оставаться актуальным не только на сегодняшний момент, но и по прошествии долгих лет.

Итак, работа над созданием фирменного стиля предполагает разработку таких элементов, как товарный знак, логотип, фирменный цвет или слоган. Все эти отдельные составляющие формируют общее представление о компании. При этом они должны быть аутентичными, то есть соответствовать друг другу. Использование фирменного стиля помогает компании выделиться среди конкурентов и заручиться доверием потребителей, добиться единства внутри коллектива предприятия, обеспечить более высокую эффективность рекламы и улучшить узнаваемость предлагаемой продукции или услуг.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)