Если вы никогда не видели, в какой свиток заворачивается еврейская Тора, не знали, как дописываются в этой священной книге «оставшиеся буквы», или не догадывались, какого размера может быть лохань для фруктового салата в праздник Ту би-шват, что в переводе с иврита значит «праздник деревьев» («Новый год деревьев»), то восполнить пробелы в культурно-житейском образовании можно на выставке с объемно-эпическим названием «Евреи в России: возрождение традиций», организованной Фондом возрождения традиций «Еврейский национальный фонд» (Россия) и открывшейся в московском Фотоцентре на Гоголевском бульваре.
Поводом стала юбилейная дата: международному Еврейскому национальному фонду, созданному в 1901 г., исполнилось 110 лет.
В юбилейный год, в декабре 2011-го, российская ветвь Фонда объявила о конкурсе фоторабот, в котором могли принять участие фотографии, сделанные не ранее 2000 года. Но рамки, ограниченные периодом чуть большим, чем десять лет, узкими назвать сложно: ведь это целая эпоха, со своими переменами, путями, развилками. Номинаций в конкурсе было только две – праздники/события и повседневная жизнь. Но и эти границы оказались практически без предела: ведь именно из праздников и будней и состоит вся бесконечно вращающаяся вереница нашей жизни.
Других ограничений в конкурсе и вовсе не было: в нем мог участвовать любой желающий – любого возраста, любой национальности, любого вероисповедания, любого уровня фотомастерства, обладатель любой фототехники – от простенькой «мыльницы» до продвинутой «зеркалки».
Работы предоставили 57 авторов из 45 российских городов и городков. Штрихи еврейской жизни присылали со всей России – от западных до крайне восточных территорий, от северных областей до южных широт: кроме Москвы и Санкт-Петербурга, тут и Петрозаводск, Архангельск, Биробиджан, Владикавказ, Стерлитамак, Дербент, Уфа, Волгоград, Иркутск, Ярославль, поселки Новгородской области и Приморского края…. Постепенно конкурс развернулся в целую выставку. Из девяти сотен работ было отобрано 88. Они и составили фотоколлекцию «Евреи в России: возрождение традиций».
Открытость и демократичность такого конкурса-выставки имела свои безусловные «плюсы», но специалисты, видавшие разные фотовиды, априори просматривали и «минусы». Нельзя сказать, что директор Фотоцентра, Валерий Иванович Никифоров, приютивший тысячи выставок самого высокого класса, воспринял эту масштабно-беспредельную идею однозначно и «на ура», сразу и безоговорочно: «Я уже много лет занимаюсь фотовыставками, и меня всегда настораживает слово «конкурс». Сейчас тотально-массовое увлечение фотографией, и каждый, кто берет в руки фотоаппарат, считает себя гением. Поэтому на конкурсы сваливается всё. Это открытый ящик. Туда потоком сваливается хлам фотографический, и всегда есть опасность, что это будет любительщина… Но г-н Файнберг, стоящий во главе «Еврейского национального фонда», заранее прислал нам полсотни фотографий, по которым было видно – это достойная выставка. И очень правильная: на снимках очень много детей. Любой народ имеет свои традиции. Но когда старики поддерживают традиции, это понятно. А когда детей приучают к национальной традиции – это совсем другое, и это здорово. Выставка радостная, добрая. Думаю, эта коллекция доставит удовольствие не только евреям».
Выставка, как свидетельство национальной еврейской идентичности, аутентичности и специфичности, стала своего рода уникальным явлением в российской среде. «Эта выставка – как срез жизни. Фотографии – будто рассказ, – говорил Рафаил Файнберг, который в этом проекте разработал практически всё – от идеи до конкретного организаторского её воплощения. – Конкурс и выставка дали возможность собрать снимки из разных регионов, разных общин, посмотреть, что и как делается на местах. Нам было важно показать жизнь. Ведь не все будут читать книги, смотреть фильмы, ночами не спать, а прийти фотографии посмотреть или интернет-версию – это многие могут. Вот мы и решили провести такую выставку».
Экспозиции в московском Фотоцентре предшествовала выставка в Российском культурном центре в Тель-Авиве. Та выставка так и осталась в Израиле, готовясь двигаться по разным городам. Для Москвы был отпечатан другой комплект фотографий.
Конкурсные фотографии оценивало именитое жюри, в которое входили главный раввин России А.Шаевич, драматург и писатель А.Гельман, художественный руководитель театра «Шалом» А.Левенбук, директор института проблем современного искусства И.Бакштейн, известные фотографы Ю.Кривоносов и А.Тягны-Рядно, искусствовед С.Пухачёв.
Это жюри практически во всем своем почетном составе вместе с организаторами со стороны «Еврейского национального фонда», Фотоцентра и высокопоставленными гостями – среди которых были поставленные, ну, очень высоко – открывало выставку, предваряя фотографии мнениями, оценками, сравнениями, выходя далеко за рамки выставочного зала и соприкасая национальную глубину с межнациональным пространством. «Войдя в зал, я ощутил атмосферу той национальной жизни, которая представлена на фотографиях, – сказал Евгений Владимирович Герасимов, Председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской думы. – А если понимаешь внутреннюю жизнь людей, что застыли на снимках, гораздо легче общаться и жить вместе».
Адольф Соломонович Шаевич: «Жизнь – от рождения до смерти: всё это отражено в фотографиях. Эта выставка и для евреев, и для всех людей, которым интересна культурная жизнь России. Чем больше у нас информации друг о друге, тем терпимее мы можем быть».
Уровень, значимость, вес и размах задуманного, как красной ручкой по написанному, подчеркнул приезд – ни много – ни мало – чрезвычайного и полномочного Посла государства Израиль в Российской Федерации Дорит Голендер.
Выставка в Фотоцентре короткая – продлится до 8 июля. Точный адрес: Москва, Гоголевский бульвар, д.8. (м. Кропоткинская). Справки по телефонам: (495) 690-69-96; (495) 690-41-88 (кассы). Что немаловажно – вход свободный.
На выставке была Катерина Кудрявцева.