Американский фотограф и художник Эдвард Стайхен (Edward Steichen) стоял у истоков формирования и развития современного фотоискусства. Он вошел в историю не только как талантливый фотограф, но и как теоретик фотографической культуры, дизайнер и организатор крупнейших международных фотовыставок. Начав свою работу на рубеже XIX и XX столетий, Эдвард Стайхен сумел добиться ошеломляющих успехов. На своем творческом пути он перепробовал различные направления искусства, став настоящим классиком фотографии при жизни.

Родился Эдвард Стайхен в 1879 году в Люксембурге, но уже в младенчестве вместе со своей семьей он эмигрировал в США. Свое детство он провел в городе Хэнкоке в штате Мичиган, где его отец устроился работать на медном руднике. Эдвард уже в школе проявил незаурядные способности к рисованию. После получения аттестата о среднем образовании он стал учеником в литографической компании в Милуоки. Всего за несколько лет будущий знаменитый фотограф сумел пройти путь от простого подмастерья до дизайнера.

Уже в сравнительно юном возрасте он приобрел свою первую фотокамеру. Впрочем, первые фотографические опыты Стайхена оказались не слишком удачными. Его отец даже отговаривал юношу от дальнейших занятий фотографией и искусством. Однако Эдвард не бросил эту «бесплодную затею» и всерьез вознамерился стать художником. Для осуществления своей мечты он начал регулярно посещать библиотеку, где самостоятельно изучал историю искусства.

В 90-е годы Эдвард открыл для себя журнал Альфреда Стиглица «CameraNotes», на страницах которого публиковались работы пикториалистов. Глядя на эти фотоработы, Стайхен понял, что истинное предназначение фотографии состоит не столько в том, чтобы просто фиксировать окружающую реальность. На самом деле фотограф выступает в роли настоящего художника, который создает определенное настроение и зрительное восприятие снимка. Именно с этого момента начал формироваться авторский подчерк Эдварда Стайхена, характерный для раннего периода его творчества – размытые силуэты людей, неясные образы и туманные фрагменты городских пейзажей.

Эдвард регулярно посылал свои живописные полотна на ежегодные выставки Художественного института в Чикаго, однако ни одна из них не вызвала интереса. Параллельно он занимался и фотографией. Первый успех пришел к нему в 1899 году, когда он послал три снимка на Вторую филадельфийскую выставку пикториальной фотографии. Их приняли, хотя один из экспертов назвал работы молодого фотографа «ультра экспрессионистическими». В следующем году он отослал свои фотографии в чикагский Художественный институт. И здесь ему вновь сопутствовал успех. Авторитетное жюри, в состав которого входили Альфред Стиглиц и Кларенс Уайт, отметило его фотографию под названием «Водоем». Надо сказать, что Стиглиц через два года купил эту работу и во всеуслышание объявил ее шедевром.

Последовавшее знакомство со Стиглицем обернулось для Эдварда Стайхена не только финансовой поддержкой, но и настоящей возможностью проявить свои незаурядные таланты. Уже в 1900 году он уехал в Европу, где принял участие в выставке «Новая школа американской фотографии» в Лондоне. Тогда же он получил свой первый в жизни заказ на создание фотопортрета для знаменитого английского художника Джорджа Фредерика Уотса.

В начале своего творческого пути Эдвард Стайхен был фотографом-пикториалистом. Он прекрасно сочетал занятия фотографией и живописью. Несмотря на то, что он иногда подолгу не брал в руки фотографический аппарат, он всегда возвращался к фотографии, поскольку, по его мнению, она лучше, чем какие-либо другие средства самовыражения, подходила для воплощения некоторых творческих идей.

Судя по всему, к этому моменту и в живописи Стайхен добился серьезного успеха. Например, его живописный портрет фотографа Фредерика Холланда, выставленный в Париже в 1901 году, получил самые лестные отзывы критиков. Однако сегодня о талантах Стайхена — художника нам судить уже довольно трудно, поскольку позднее он уничтожил практически все свои живописные полотна, сосредоточившись на фотографии.

Огюст Роден

В начале XX столетия Эдварду Стайхену принесли широкую известность его работы на ниве пикториальной фотографии. Особенно удачной оказалась серия портретов под названием «Великие люди», куда вошли фотографии многих известных политиков, художников, поэтов, бизнесменов и писателей. Наиболее известными снимками из этой серии считаются портреты Огюста Родена и Джорджа Бернарда Шоу. Стайхен в своем творчестве сумел уйти от устоявшихся канонов фотографии, пользуясь новыми формами выражения, которые вскоре станут классическими для фотоискусства.

После своего возвращения в Америку Эдвард принял участие в проектировании галереи «291» для группы передовых американских фотографов. В этой галерее впоследствии проходили фотовыставки, которые знакомили рядовых американцев с миром современного искусства. Продвижением и продажей фоторабот Стайхена занимался лично Альфред Стиглиц.

Сам Стайхен продолжал экспериментировать с техникой печати. Он, в частности, активно интересовался цветной фотографией, став, в конечном счете, одним из первых американских фотографов, кто применил автохромирование для создания цветных фотоснимков. Этот революционный прием Стайхен использовал при создании фотографии «Озеро в лунном свете». Надо сказать, что эта блистательная работа американского мастера в 2006 году была продана с аукциона за рекордные 2 928 000 долларов.

«Озеро в лунном свете»

Со второй половины 1910-х годов характер творчества Эдварда Стайхена резко меняется. Несмотря на то, что он к тому времени уже считался одним из лучших представителей пикториальной фотографии, Эдвард решает порвать с пикториализмом, техникой мягкого фокуса в фотографии, а заодно и с живописью. С началом Первой мировой войны он занимается аэрофотосъемкой в составе американских экспедиционных войск. Возможно, что работая техническим советником армейской аэрофотослужбы, он полностью поменял свое видение фотографии. Его подрисованные и размытые отпечатки стали казаться ему анахронизмом.

Поэтому после демобилизации Стайхен начал творческие эксперименты в области так называемой прямой фотографии, разрабатывая собственный метод печати, который бы усиливал резкость его фотоснимков и подчеркивал текстуру объектов. Тысячи раз фотографируя белую чашку и блюдце на черном фоне, он пытался разглядеть прекрасное в изображении казалось бы вполне обычных предметов за счет передачи на фотоснимке тонких градаций в белом, сером и черном тонах. Именно в этот период он сжег практически все свои картины и, помимо всего прочего, серьезно увлекся садоводством, став за короткое время признанным экспертом в выращивании некоторых видов растений.

Грета Гарбо и Джон Гилберт

В начале 20-х годов прошлого столетия Эдвард Стайхен открыл свою коммерческую студию в Нью-Йорке, которая специализировалась на рекламной фотографии. Нужно отметить, что для того времени работа в коммерческой фотографии считалась зазорной для любого увлажающегося себя фотохудожника. В этой связи даже многие коллеги Стайхена обвиняли его в предательстве высоких идеалов искусства за деньги. Однако признанный мастер не обращал на эту критику внимания, искренне полагая, что и коммерческая фотография может быть художественной. Он занял пост генерального фотографа журналов «Vogue» и «VanityFair», которые рассказывали о моде и светской жизни.

Чарли Чаплин

На основе стиля прямой фотографии и собственного фотографического видения Эдвард Стайхен сумел создать совершенно новый стиль иллюстрации и портретов для модных журналов. По сути, он стоял у истоков формирования fashion-фотографии в том виде, в каком мы с ней знакомы сегодня. Начиная с 1923 года и в течение пятнадцати последующих лет, Стайхен сотрудничал с модными журналами и рекламными агентствами, создавая изысканные фотопортреты знаменитостей. Главными персонажами его фоторабот в разное время становились Чарли Чаплин, Джоан Кроуфорд, Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Анна Мэй Вонг и множество других известных людей 20 – 30-х годов.

Анна Мэй Вонг

В 1938 году Эдвард Стайхен решает порвать с миром моды, гламура и знаменитостей. Он уезжает на свою ферму в штате Коннектикут, где спокойно занимается садоводством и разводит лошадей. С началом Второй мировой войны Стайхен вновь просится добровольцем на фронт. Однако на передовую его не пустили уже в силу довольно почтенного возраста, зато предложили стать главой Военно-морского фотографического института США. Здесь-то и проявляются во всей красе его великолепные способности организатора. В 1942 году он выполняет задание комитета национальной обороны, организуя в Музее современного искусства в Нью-Йорке выставку под названием «Дорога к победе». Эта выставка была призвана подготовить общественное мнение к возможному решению правительства США вступить в войну на европейском континенте. Выставка оказалась очень эффектной и имела огромный успех у широкой публики.

Самолеты группы 16 возвращаются на USS Lexington (CV-16), ноябрь 1943

Уже после войны Стайхену не раз приходилось заниматься организацией крупных международных выставок. И в этой области он сумел проявить себя настоящим мастером. В 1947 году знаменитый американский фотограф возглавил отделение фотографии в Музее современного искусства. За время своей плодотворной работы на этом посту он организовал боле сорока выставок фотоискусства, многие из которых путешествовали по другим музеям Соединенных Штатов и за пределами страны.

Наиболее известной и значительной выставкой, организованной Эдвардом Стайхеном, стала фотовыставка «Род человеческий», которая открылась в Нью-Йорке в 1955 году. Среди более двух миллионов отпечатков, присланных в Музей современного искусства буквально со всех концов Земли, Стайхен и его ассистенты отобрали пятьсот три снимка, которые и составили окончательную экспозицию. На этих работах человеческая жизнь демонстрировалась в самых разных ее проявлениях. В качестве заставки к экспозиции была использована известная фотография Вернера Бишофа, на которой мальчик-флейтист запечатлен на дороге в Перу. В этой крупнейшей выставке приняли участие более двухсот семидесяти фотографов из нескольких десятков стран. Многие из них были совершенно неизвестны, но их фотоработы были лично отобраны Стайхеном для участия в экспозиции. Выставке «Род человеческий» сопутствовал ошеломляющий успех – вплоть до 1962 года она путешествовала по всему миру, за это время ее посетило около десяти миллионов человек в тридцати восьми странах.

Эдвард Стайхен, бесспорно, внес огромный вклад в становление и развитие фотографии как отдельного вида искусства, обладающего своими собственными средствами выражения и техническими приемами. Благодаря его усилиям фотография стала в один ряд с живописью и скульптурой. Признанный мастер фотоискусства скончался 25 марта 1973 года, не дожив всего два дня до празднования девяносто четвертой годовщины своего рождения. Биографы и историки фотографии по сей день любят цитировать высказывание Эдварда Стайхена: «Предназначение фотографии — содействовать взаимопониманию между людьми, и помогать человеку разобраться в самом себе. И это одна из самых трудных задач в мире».

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)