В Москве, в Галерее классической фотографии открылась выставка Юргиса Левдик-Занаревского «Genius Loci (Дух места)». Изображения, представленные на выставке, созданы с помощью платино-палладиевой печати, техники, которая стала развиваться во время Первой мировой войны, техники, благодаря которой фотографии могут храниться до пятисот лет.

47 снимков размером 20х50 едины по форме и содержанию, по жанру и исполнению. Это монохромный пейзаж с тонкой пастельной тональностью света и цвета, которая достигается за счёт использования палладия.

«Ландшафты в работах Юргиса Левдик-Занаревского раскрываются, как подсмотренная через плечо чужая книга в метро, и, как книга, становятся интересными с любого места, где откроешь, — говорит куратор выставки Марк Коберт, — отдавая должное сложностям технологии печати, читатель, он же – зритель, увлекаем здесь прежде всего тональными построениями. Пространство имеет абсолютную власть над взглядом».

Муромские камыши. 2009

Самая ранняя из представленных фотографий — «С.Козлятьево. Полуденный пейзаж» -снята в 2001 г. Самые поздние – в 2012. Разные создания природы, разные состояния — холодное и теплое время года, раннее и закатное время дня. Много полей, рек, гор. Камней, листьев, болотных зарослей. Деревьев, кустарников, травы. Некоторые фотографии дают реальные ощущения. Например, фотография «Ковыль», 2011, где очень мягкие тона согласуются с мягкими макушками степной травы: эту мягкость благодаря фотографу и техническому воплощению будто чувствуешь на ощупь. Или «Свежесть трав» (2010), чью зелень передают даже черно-белые оттенки. Есть фото настроения – например, «Муромские камыши», 2009 года съемки, с заснувшими, запорошенными и тихими стеблями. «Оттаявшие березки» (2012), с весной, солнцем, с чем-то теплым и хорошим. Или серия «Утренняя пастораль», снятая в пожарную жару аномального лета 2010 г. – душные ивы в сизом мареве и дымчатая волжская вода.

Верхневолжский дракон. 2010

На фотографиях нет людей. Но они не пустынны. Там есть кто-то ещё. Кто-то, о чьём присутствии не говорится громко. Кто-то или, может быть, некто, практически не отличимый от того места, которым он беспредельно владеет . «Genius Loci»… Древние римляне верили в существование некого гения, духа, который присутствовал в том или ином месте, покровительствовал кусочку земли или дому. Левдик-Занаревскому удалось поймать этого гения в объектив фотокамеры.

Папоротники. 2011

То, что есть в фотографиях помимо самого физического изображения, можно называть по-разному – гений, дух места… Но от этого суть не меняется. Это потустороннее содержание присутствует где-то на тонком, интуитивном плане, «проявляясь» в отчётливом ощущении-уверенности присутствия кого-то третьего. Сам Юргис говорит об этом genius loci, духе места: «Это светлый дух, ангел. Ведь в любом месте есть сокровенная ангельская точка. Просто её нужно найти, проявить… «Про»-«явление» — проявить это явление».

Выставка работ Левдик-Занаревского позиционируется как выполненная в «уникальной платино-палладиевой печати». Но в чём же уникальность этого метода, существующего уже почти полтора века? Уникален он именно для России. Просто потому что не распространён тут, почти неизвестен.

Выставка «Genius Loci» продлится до 21 октября. Точный адрес – Галерея Классической фотографии, Саввинская набережная, д. 23, к.1. Посещение – со среды по воскресенье, с 12 до 21. Стоимость входного билета – 300 рублей, льготный – 150 рублей.

Материал подготовила Катерина Кудрявцева