ДомойФотографияФотографыДругая сторона фотографа Эрвитта

Другая сторона фотографа Эрвитта

Американец Эллиотт Эрвитт (Elliot Erwitt) является одной из легенд мировой фотографии и репортажной журналистики. Широкую известность он получил благодаря своим потрясающим черно-белым снимкам, проникнутым эмоциональностью, иронией и тонким юмором. Его талантливые и выразительные фотоработы сегодня выставлены во многих крупнейших музеях мира, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке и Художественный институт в Чикаго. По творчеству этого незаурядного мастера можно проследить главные события американской и мировой истории прошлого века.

Примечательно, что «американский» фотограф Эллиотт Эрвитт родился в 1928 году в семье русских эмигрантов. Его родители вынуждены были эмигрировать из советской России во Францию. Хотя мальчик родился в Париже, первые десять лет своей жизни он провел в Италии, откуда вскоре семье также пришлось бежать. На этот раз от фашизма. Как иронично отмечал сам Эллиотт Эрвитт, «благодаря Бенито Муссолини» он стал американцем. Собственно, свое отнюдь не русское имя – Элио Романо Эрвиц – будущий фотограф получил исключительно благодаря тому, что его отец учился в университете Рима. Таким образом, в 1938 году семья была вынуждена покинуть Италию. Они сели на корабль и отправились в далекие Соединенные Штаты.

В Америке Эллиотт увлекся светописью. В четырнадцать лет мальчик обзавелся своим первым зеркальным фотоаппаратом и начал снимать. Некоторое время он обучался фотографии в колледже в Лос-Анджелесе, а затем приступил к изучению кинематографии в школе общественных исследований в Нью-Йорке. С самого детства жизнь была, мягко говоря, не слишком благосклонна к Эрвитту. Помимо постоянных переездов и приключений, в Америке ему пришлось столкнуться с разводом родителей и плачевным финансовым положением, поскольку его отец просто сбежал, чтобы не платить алименты. В результате, уже с шестнадцати лет Эллиотту необходимо было добывать средства на жизнь самому.

Это было тяжелое время, но мальчик сумел не только получить образование к 1950 году, но и завести полезные знакомства. В этот период он познакомился с легендарными Эдвардом Стейхеном и Робертом Каппой. В начале 50-х годов Эллиотт получил должность помощника фотографа в армии, откуда и началась его творческая карьера. В армии он сделал снимок американских солдат, отправляющихся в Корею. Эта фотография Эллиотта Эрвитта заняла второе место на конкурсе журнала «Life», что дало огромный стимул молодому фотографу для дальнейшей работы и совершенствования мастерства. «У меня появился стимул работать над собой. А если ты выиграл, зачем двигаться дальше?» – вспоминал Эрвитт. Он начал фотографировать для таких журналов, как Collier’s, Look, Life и Holiday.

В 1953 году Эллиотт, вооружившись портфолио со своими фотографиями, начал обходить различные нью-йоркские агентства в поисках работы. Тут ему на помощь пришел Роберт Каппа, который рекомендовал молодого фотографа знаменитому агентству Magnum Photos. Правда, тогда Magnum представляло собой еще очень небольшое агентство, занимавшееся подготовкой иллюстративного репортажного материала для различных журналов.

Как бы то ни было, вскоре Эрвитт стал полноправным членом агентства Magnum Photos, что позволило ему заниматься самыми разными репортажами бок о бок с такими мастерами фотографии, как Анри Картье-Брессон, Робертом Каппа или Дэвидом Сеймуром. Как позже вспоминал сам Эллиотт Эрвитт, люди, которыми он искренне восхищался, не учили его как «правильно» фотографировать, а скорее направляли и наставляли, как правильно строить свою жизнь. Работая друг с другом, они поодиночке по заданию агентства снимали фоторепортажи для различных журналов.

В то время Эллиотт Эрвитт еще совершенно не задумывался о фотографии как об искусстве: «Большинство из нас в те времена просто зарабатывали себе на жизнь. Мы никогда не думали, что наша работа может иметь какую-то ценность на рынке искусства». Работая в агентстве Magnum, он сумел запечатлеть на фотопленке самых разнообразных персон – от звезды Голливуда Мэрилин Монро до Папы Римского Иоанна Павла II. В 1968 году Эрвитт сам возглавил агентство, в котором успешно работал на протяжении пятнадцати предыдущих лет.

После огромного количества фоторепортажей, снятых в 50 – 60-е годы, в последующее десятилетие он создал несколько документальных фильмов. Впоследствии Элиотт начал заниматься собственными фотографическими проектами по всему миру. В 2001 году вышла в свет ретроспективная книга с работами американского мастера под названием «Snaps». Snap можно перевести как щелчок или в данном случае кульминационный момент, заснятый на фотопленку.

Фотографиии Эллиотта Эрвитта всегда вызывали огромный интерес у публики и способствовали его растущей популярности. Например, снимок умывальника для белых и цветных (1950) или поцелуй в зеркале заднего вида (1955), на котором пойман момент счастья и любви двух людей. Но широкую известность фотограф получил тогда, когда начал работать в президентском пуле. Его кадры, снятые в Москве, впоследствии облетели весь мир. В 1959 году на выставке в Москве Эллиотт сумел запечатлеть, как Никсон тычет указательным пальцем в лацкан пиджака Хрущева во время серьезного спора. Разумеется, такой кадр просто не мог остаться незамеченным.

Как говорил сам Эрвитт, ««Я думаю, что фотография это искусство наблюдательности. Нужно найти что-нибудь интересное в самом обычном месте. Я понял: не важно, что мы видим – важно как мы видим». Среди других его известных снимков – крупным планом заплаканная Жаклин Кеннеди под черной вуалью и с конвертом американского флага в руках на Арлингтонском кладбище (1963), подпрыгивающая болонка (1968) и множество других. Для Эрвитта не имело большого значения кого снимать – он одинаково относился как к крупным политикам, так и к обычным служащим.

Характерной особенностью творчества Эллиотта Эрвитта является отсутствие какой-либо постановки, умение находить и запечатлеть на фотопленке интересные, порой абсурдные ситуации. Кстати, Эрвитт всегда использовал только фотопленку и так и не перешел на цифру. Его живые и непосредственные фотографии обладают способностью вызывать у зрителя улыбку, чувство умиления, грусть или радость. «Я хочу, чтобы изображения были эмоциональными. Мало что другое меня интересует в фотографии» – говорил фотограф.

Редко у кого из фотографов встречается такой дар визуального остроумия, Эрвитт мог разглядеть в даже самой простой сцене что-то остроумное и интересное. Большинство его фоторабот снято совершенно спонтанно, в тот самый «кульминационный момент», когда идеально выверенная композиция оказывается созданной простым стечением обстоятельств. Кого бы не снимал ЭллиоттЭрвитт – людей, животных или отдельные сцены – во всем сквозит его фирменная ирония и юмор.

За время работы в агентстве Magnum американский фотограф сумел побывать во многих странах мира, откуда обязательно привозил интересные кадры. На этих снимках, как правило, указывался только год и место съемки. Такая лаконичность в формулировках и немногословность по отношению к своим фотоработам также является фирменной чертой Эллиотта Эрвитта. Он говорил об этом так: «Объяснять изображение – все равно что объяснять шутку. Как только ты ее объяснил, тут же она и умирает».

Свою же главную задачу в фотографии признанный мастер репортажа сформулировал следующим образом: «Я надеюсь, что они (фотографии) смогут развеселить зрителя, возможно, сообщить ему что-то новое, вызвать какие-то эмоции, неважно – положительные или отрицательные. Если это произойдет – я буду счастлив».

Несмотря на свой уже почтенный возраст, Эллиотт Эрвитт остается знаковой фигурой в мире фотографии. В последние годы его самым любимым увлечением стала съемка собак («Я думаю, что собаки – это те же люди, только обросшие шерстью»). За прошедшие десятилетия его ироничное отношение к творчеству, жизни и окружающим ничуть не изменилось.

Начинающим фотографам Эрвитт может дать только один совет: «Фотографировать – это очень просто. Нет никакого великого секрета в фотографии… Фотошколы – пустая трата времени. Нужна практика, практическое приложение ваших знаний. Я убежден: если у вас что-то получается, единственная важная вещь — не прекращать работать. И не важно, получаете ли вы за это деньги».

 Источник: Фотокомок.ру

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ