Снаряжение фотографа, занимающегося репортажной съемкой, отнюдь не ограничивается хорошей камерой с чувствительной матрицей и высокой скоростью серийной съемки. Разумеется, нужен приличный набор оптики, покрывающий широкий диапазон фокусных расстояний. Но, кроме того, при съемке репортажа профессионалы используют и дополнительное оборудование, с помощью которого они могут сделать свой фотоотчет более интересным и качественным. В этой статье мы остановимся кратко на том арсенале специального оборудования, которое может потребоваться вам при создании фоторепортажа.

Подводный фоторепортаж

Внешняя вспышка и аксессуары к ней

В первую очередь, репортажному фотографу понадобится внешняя вспышка. Она способна облегчить съемку событий или людей в закрытом помещении при недостатке света, а также расширить ваши творческие возможности. Конечно, в любой камере есть встроенная вспышка, но ее мощность так мала, что она создает лишь плоское освещение и эффект красных глаз. Не говоря уже о том, что встроенная вспышка расходует дополнительную энергию батареи питания в камере. Соответственно, уменьшается количество кадров, которые вы можете сделать на одной зарядке аккумулятора.

canon-speedlite90ex-sВнешнюю вспышку стоит выбирать исходя из мощности (ведомое число) и ее функциональных возможностей. Чем больше мощность и чем больше функций заложено во вспышке, тем, естественно, выше ее стоимость. Мощность внешней вспышки стоит подбирать исходя из того, что и где вы планируете снимать. Крайне важно, чтобы устройство было оснащено поворотной головкой. Тогда вы сможете запросто направить свет вспышки в потолок или стену, чтобы создать мягкое, рассеянное освещение.

Также следует помнить, что вспышка может быть оригинальной (от компании-производителя камеры), либо от стороннего производителя. Рекомендуется ориентироваться все же на оригинальных производителей, которые предлагают более дорогие устройства, но их совместимость и беспроблемная работа с конкретной моделью камеры будут гарантированы.  Кроме того, вспышка для репортажа должна иметь хороший запас по емкости аккумулятора.

Существуют специальные приспособления для внешних вспышек, которые зачастую применяются именно в репортажной съемке. В частности, если фотографу требуется обеспечить высокую «скорострельность» вспышки (способность выдавать длинную серию световых импульсов даже на максимальной мощности), то стоит воспользоваться таким приспособлением, как бустер. Он представляет собой дополнительный бокс с двумя комплектами аккумуляторных батарей внутри, который с помощью кабеля подсоединяется к вспышке. Благодаря бустеру вспышка успевает быстро перезаряжаться и обеспечивает выдачу целой серии мощных импульсов без всяких проблем.

Другое профессиональное решение для повышения скорострельности внешней вспышки – это использование автономного аккумуляторного блока, посредством которого, кстати, можно питать энергией не только вспышку, но и  сам фотоаппарат. Правда, стоят такие блоки довольно дорого.

Стробофрейм
Стробофрейм

Еще одно приспособление для вспышки при съемке репортажа – это так называемый стробофрейм (от одноименной компании Stroboframe, выпускающей подобное оборудование). Зачем он нужен фотографу? Если коротко, стробофрейм представляет собой специальное накамерное крепление для вспышки, которое позволяет при вертикальных кадрах оставлять вспышку горизонтально. Дело в том, что, когда вы фотографируете вертикальные кадры с применением вспышки, то снимки нередко получаются далеко не самыми красивыми – с неправильным освещением и неприятными тенями. Происходит это из-за того, что вспышка наклоняется вбок вместе с фотоаппаратом и выдает световой импульс «с боку».

Казалось бы, есть простой выход из этой ситуации – просто повернуть головку вспышки вверх при вертикальной съемке. Однако, во-первых, это требует времени, а, во вторых, не дает вам возможности использовать различные насадки отражатели и рассеиватели света при съемке. Так что стробофреймы разной конструкции являются прекрасным вариантом, чтобы сделать вертикальные репортажные кадры такими же хорошо освещенными, как и горизонтальные.

Монопод

Монопод

Если планируется съемка какого-либо мероприятия, например, пресс-конференции, то захватить с собой громоздкий и тяжелый штатив, вряд ли, будет лучшей идеей. Более комфортный и практичный вариант – это легкий монопод, который позволит вам закрепить камеру и вести съемку на длительных выдержках. Это является важным фактором при фотографировании в условиях нехватки света.

Светофильтры

Поляризационный фильтр
Поляризационный фильтр

В принципе, светофильтры имеют мало общего с репортажной съемкой, где требуется, в первую очередь, поймать нужный момент и запечатлеть картинку такой, какой она есть в реальности, без прикрас. Но если съемка планируется на открытом воздухе, то имеет смысл захватить с собой поляризационный фильтр. Он позволит сделать картинку более сочной и яркой. Соответственно, вам уже не придется тратить дополнительное время на то, чтобы обрабатывать свои фотографии, корректируя цветовую насыщенность и контраст.

Приспособления, рассеивающие и отражающие свет

СофтбоксРазличные софт-боксы, рассеиватели и отражатели света – без них также не обойтись при репортажной съемке, особенно если ваша задача состоит в том, чтобы сделать несколько качественных портретов. В случае с фоторепортажем это, как правило, насадки на внешнюю вспышку, способные смягчить ее жесткий свет или подсветить тени.

Например, с софт-боксом, который используется вместе со вспышкой, можно поснимать портреты в толпе людей, посылая световой импульс буквально «в лоб». В помещении, находясь в центре событий, трудно направить свет вспышки в потолок или стены, чтобы создать мягкое освещение. Тут-то и пригодится насадка в виде софт-бокса, которая позволит немного смягчить жесткие тени при съемке «в лоб». Конечно, результат не будет впечатляющим, но все же другого способа получить более-менее качественные снимки в гуще толпы у вас не будет. Впрочем, такой вариант действует только при создании портретов, а вот для фотографирования общих планов или групп людей он совершенно не годится.

Когда вы ведете съемку в большом помещении с высокими потолками, то опять-таки направить свет вспышки в потолок, скорее всего, не получится. Тогда фотографы обычно используют насадку-отражатель типа «лопух». Ее также целесообразно применять исключительно при съемке портретов, особенно если в зале или комнате нет хороших отражающих поверхностей.

Наконец, в арсенале фотографа, занимающегося репортажем, зачастую имеется насадка для вспышки «Банка Фонга». При использовании этого приспособления вспышка пускает световой импульс на отражение от потолка и в то же время обеспечивает подсветку теней на фотографируемых объектах. Это хороший вариант, если вы хотите создать ровное, мягкое освещение в помещении со светлыми, относительно низкими потолками.