Каждый день, проверяя свой почтовый ящик, люди сталкиваются с результатами деятельности типографий – разнообразными буклетами, рекламными проспектами, каталогами и журналами. Печатная реклама является одним из старейших и наиболее экономичных видов рекламы, она не потеряла своей актуальности даже несмотря на широкое распространение телевидения и Интернета. Различные полиграфические материалы используются компаниями для продвижения своих товаров  и услуг на рынке. Без буклетов, афиш, календарей, брошюр и каталогов редко обходится деятельность любой компании.

Сердцем полиграфии является дизайн, главное назначение которого заключается том, чтобы полиграфические материалы смогли привлечь внимание потребителей и удержать их интерес. Разнообразная продукция полиграфии дает широкий простор для фантазии дизайнера, но, в то же время, дизайн в этой области имеет ряд специфических аспектов, которые специалистам приходится учитывать в своей работе.

Дизайн полиграфии

Технические требования к дизайну полиграфии

Полиграфический дизайн охватывает весь спектр продукции, которая печатается на бумажных носителях или их производных. Имидж любой компании очень сильно зависит от качества полиграфической продукции. Выпускаемые типографией буклеты, листовки, календари, журналы и проспекты могут выделить компанию среди конкурентов, представить ее продукцию или услуги в более выгодном свете и донести требуемую информацию до потенциальных потребителей.

Естественно, что при создании полиграфических материалов большое внимание уделяется дизайну. Ведь излишне скромный, неяркий и стандартный дизайн полиграфической продукции просто не сможет заинтересовать людей и точно не останется в их памяти. Дизайн полиграфии – это некое сочетание искусства создания изображений и текстовой информации. Полиграфический дизайн сегодня используется во многих сферах – от печати рекламных материалов до оформления энциклопедий, газет и журналов.

Ключевое отличие дизайна полиграфии от других видов дизайна заключается в том, что создаваемые изображения или текстовые сообщения являются лишь началом процесса печати. Поэтому разработка дизайн-проекта какой-либо полиграфической продукции должна удовлетворять требованиям всех печатных процессов. В этой связи к дизайнеру полиграфии предъявляется целый набор специфических требований, связанных со знаниями технологии печати, умением правильно «подать» материал на бумажном носителе. Когда все процессы создания полиграфической продукции существуют по отдельности (дизайн полиграфического материала создает дизайн-студия, а типография лишь выполняет роль обычной печатной машинки), то часто получается итоговый результат, который не соответствует ожиданиям заказчика.

В данном случае дизайнер работает в чисто прикладной отрасли и, соответственно, сам является в определенном смысле участником производственного процесса, нравится ему это или нет. Он должен учитывать, казалось бы, незначительные детали, например, то, что создаваемые на разном технологическом оборудовании материалы полиграфии могут различаться между собой вследствие специфики  самой техники или же свойств применяемых расходных материалов. Поэтому конечный результат печати и цветовое наполнение готовой продукции также должны контролироваться дизайнером полиграфии.

Профессиональные дизайнеры при получении заказа на разработку оформления полиграфической продукции всегда запрашивают у типографии, где будут печататься материалы, технические требования к создаваемой продукции. Благодаря этому готовая продукция в максимальной степени соответствует желаниям дизайнера и клиента. В отличие, например, от дизайна Интернет-ресурсов, где конечный результат нельзя потрогать, в полиграфии важное значение приобретают технологии печати, которые можно использовать при изготовлении тех или иных материалов. Грамотные специалисты обладают информацией о различных способах печати, особенностях работы типографии, они прекрасно представляют себе весь печатный процесс, и поэтому могут обеспечить конечный результат, соответствующий ожиданиям.

Основные этапы разработки дизайн-проекта в полиграфии

Работа по созданию дизайна полиграфических материалов заключается в создании визуального оформления макета, способного, как удовлетворить индивидуальные пожелания клиента, так и соответствовать тем техническим нормативам, определяемым типографией. На первом этапе формируется общая концепция будущего полиграфического изделия. Далее дизайнеры подбирают цвета, разрабатывают общий стиль и выбирают шрифты, а также создают наброски с примерным расположением отдельных элементов. После этого уже осуществляется компьютерное моделирование с проработкой мельчайших деталей и созданием макета будущего полиграфического издания.

Завершающий этап – перенос макета на выбранный для печати носитель, будь то бумага, современный пластик или полиэтиленовая пленка. Однако на этом работа по созданию полиграфических материалов не заканчивается. Производится постпечатная обработка, которая может включать в себя брошюровку, переплет, склейку, ламинирование и другие необходимые процедуры для достижения нужного результата. В постпечатных процессах дизайнер полиграфии также может принимать самое деятельное участие, контролируя весь ход создания полиграфических материалов вплоть до того момента, пока они, наконец, не получат завершенный вид.

При создании макета будущего полиграфического изделия дизайнеры использует во многом те же приемы, что применяются и в других областях дизайнерского искусства. Это, во-первых, выбор формы изделия. Известно, что человеку больше нравятся прямоугольные и квадратные формы, причем больше в вертикальном, нежели в горизонтальном исполнении. При размещении изображений на будущем плакате или журнальной полосе дизайнер может руководствоваться правилом «золотого сечения», которое имеет универсальный характер и используется в самых разных областях дизайна.

Во-вторых, большое внимание уделяется подбору оптимального шрифта на полиграфических материалах – он должен обеспечивать читабельность текста и в то же время «цеплять» взгляд читателя. Ко всему прочему, сама информация, представленная в каталоге, журнале или рекламном проспекте, должна быть грамотно структурирована.

Следующий важный аспект создания полиграфических изделий – это выбор цветовой гаммы. Людей больше привлекают яркие и красочные оттенки рекламы, однако перебор с красками может вызывать очевидное раздражение и неприятие. Поэтому выбираемые цвета должны быть яркими, но, в то же время гармоничными, чтобы не напрягать глаза потенциальных потребителей. Естественно, в дизайне полиграфии используются и разнообразные изображения или фотографии, способные привлечь внимание читателя и вызвать гораздо большее доверие, как бы подтверждая реальность товара или востребованность услуги. Работа профессионального дизайнера полиграфии требует креативного подхода и творчества, ведь в любом случае читатели всегда отдают свое предпочтение оригинальному дизайну материалов с интересными деталями и нестандартными оформительскими решениями.

Кроме этих общепринятых приемов, характерных и для многих других областей дизайна, в создании визуального облика полиграфических материалов применяются специфические технологии, используемые при создании печатных материалов. Это, например, лакировка полиграфической продукции, что позволяет улучшить ее внешний вид, привлекательность для читателя и потребительские качества. Лакирование полиграфического изделия предполагает нанесение на поверхность печатного оттиска специального раствора, создающего прозрачную однородную пленку, которая придает картинкам характерный блеск, а также увеличивает контраст и цветовую насыщенность.

Кроме того, лак способствует большей прочности и долговечности полиграфических материалов. Другой способ оформления – тиснение фольгой. В данном случае между клише и бумагой протягивают фольгу и осуществляют прессование. При создании открыток, календариков карманного формата и другой небольшой полиграфической продукции дизайнеры также могут выбрать так называемую технологию высечки, предполагающую вырубку из листа бумаги элементов оригинальной формы.

Сегодня технологии печати и постпечатной обработки продолжают развиваться, предлагая самые разнообразные возможности для дополнительного оформления полиграфических материалов. Основная цель дизайнера полиграфии состоит только в том, чтобы добиться гармоничной комбинации всех визуальных элементов. Это возлагает на него большую ответственность. Ведь многие из постпечатных процессов обходятся дорого и при больших тиражах полиграфических материалов любая ошибка дизайнера чревата очень существенными убытками.