Сложно найти человека совершенно равнодушного к авиатехнике. Авиашоу и показательные полеты с участием современных воздушных судов вызывают огромный интерес у людей. Кто-то еще с раннего возраста начинает коллекционировать модели авиатехники, а для других людей любовь к авиации сочетается с увлечением фотографией. Именно о последних и пойдет речь в этой статье. А точнее о таком хобби, как авиаспоттинг.

Это увлечение, заключающееся в том, чтобы вести наблюдение за самолетами, составлять своеобразный реестр воздушной техники и подкреплять его удачными фотоснимками. С точки зрения фотографии, авиаспоттинг – это новое направление в жанровой фотосъемке, главной целью которого является фотографирование воздушных судов с максимально близкого расстояния. Сегодня подобными съемками занимаются как профессиональные фотографы, так и простые любители авиации.

Считается, что авиаспоттинг берет свое начало с 1925 года, когда добровольцы Королевской Армии (Royal Observation Corps) в Великобритании взяли на себя обязанность наблюдать за воздушными судами и фиксировать их в воздухе. Этих гражданских добровольцев специально обучали распознавать различные типы воздушных судов. Вплоть до Второй мировой войны и некоторое время после нее эти наблюдатели за небом продолжали свою деятельность.

Однако с появлением в небе реактивных, скоростных самолетов и разработки современного радиолокационного оборудования роль авиаспоттеров постепенно потеряла свою актуальность. Несмотря на это, просуществовали Наблюдательные войска в Великобритании довольно продолжительное время, и были окончательно расформированы только в начале 90-х годов прошлого столетия. В результате, авиаспоттинг из деятельности сугубо армейской превратился в мирное занятие для людей, по-настоящему увлеченных авиатехникой.

f-a-18f-hornet
F/A — 18F HORNET Фото: Marcos Vasconcelos Photography / Foter.com / CC BY-NC-ND

Суть современного споттинга заключается в том, чтобы уметь определять тип самолета и его бортовой номер, а также делать удачные и интересные фотографии воздушных машин, дополняющих это описание. Естественно, что местом для фотосъемки в этом случае служит аэропорт или окружающая его территория. Споттеры обычно выбирают место под глиссадой взлетно-посадочной полосы, чтобы иметь возможность сфотографировать садящиеся самолеты.

Нужно отметить, что сама фотосъемка для споттера является лишь частью его увлечения, а не основой. В этой связи нужно различать собственно авиационную фотографию и авиаспоттинг. До сих пор встречаются споттеры, которые проникают на территорию аэропорта с обычной подзорной трубой и блокнотом, куда они записывают, какой самолет, где и при каких обстоятельствах они видели.

Для того, чтобы заниматься авиаспоттингом, человек, в первую очередь, должен обладать обширными знаниями в области авиатехники, а также много времени уделять путешествиям в поисках новых мест, где можно встретить разнообразные типы воздушных судов. Настоящий энтузиаст авиаспоттинга может без особого труда распознать тип воздушного судна, авиакомпанию и даже регистрационный номер судна.

Поскольку авиаспоттинг – это, прежде всего, хобби, то и цели у такого увлечения для каждого отдельного человека могут быть самыми разнообразными. Кто-то фиксирует перемещения различных бортов по аэродромам мира с целью восстановления истории авиатехники, другие же пытаются получить захватывающие и интересные кадры взлета и посадки самолетов.

Фото: wicho / Foter.com / CC BY-NC-SA
Фото: wicho / Foter.com / CC BY-NC-SA

Фотографирование воздушных судов – занятие очень не простое. Этот жанр фотосъемки относится к разряду высокоскоростных. Почему высокоскоростных? Потому что самые впечатляющие и яркие фотографии воздушных объектов, несомненно, выходят в процессе их посадки или на взлете. Когда самолет находится в воздухе и идет на посадку, или стартует со взлетно-посадочной полосы, здесь-то и требуется высокоскоростная приближенная съемка. Наилучшим местом для съемки взлетающего самолета или воздушного судна, выполняющего посадку, считается расстояние в несколько десятков метров, чтобы в кадре можно было запечатлеть отличительную раскраску авиакомпании и бортовой номер воздушного судна. Как правило, это взлетно-посадочная полоса или территория, расположенная в непосредственной близости к ней. Однако получить доступ к взлетно-посадочной полосе и выбрать удачную позицию непросто – для этого требуется соответствующее разрешение.

Строгие меры безопасности не позволяют проходить на территорию аэропортов и разгуливать по территории так, как хотелось бы авиаспоттерам. Поэтому энтузиасты зачастую занимают позицию за ограждениями, вблизи траектории пролета самолетов. Впрочем, иногда споттерам предоставляется возможность сфотографировать самолет, когда он находится в неподвижном состоянии на земле, и расстояние между фотографом и воздушной техникой, таким образом, сокращается до минимума. В таких случаях часто используют съемку с нижнего ракурса (когда фотокамера находится на уровне земли), чтобы  подчеркнуть всю мощь крылатых гигантов.

Нужно сказать, что подобное увлечение требует не только определенного опыта, а также умения проходить различные процедуры для получения разрешения фотосъемки на аэродроме. Авиаспоттинг также требует серьезных вложений в покупку соответствующего фотооборудования. Хорошая фототехника является одним из залогов получения качественных и интересных снимков воздушных объектов. Здесь требуется не только высококлассная «зеркалка» профессионального или любительского уровня, но и подходящая оптика. В частности, желательно иметь в своем арсенале телефотообъектив с изменяемым фокусным расстоянием, который можно использовать для съемки очень удаленных объектов, находящихся в воздухе.

На самом деле любому фотографу хочется запечатлеть самолет в воздухе, достаточно крупным планом, с четко различимыми деталями и в интересном ракурсе. Снять, таким образом, самолет в пилотажной зоне над взлетно-посадочной полосой – очень сложная задача, которую практически невозможно решить без применения длиннофокусной оптики и бленды (для защиты от солнца). При выборе камеры очень важен такой параметр, как скорость работы затвора, поскольку, как мы уже говорили, авиаспоттинг подразумевает высокоскоростную фотосъемку.

Конечно, проще всего снимать самолеты на стоянке – здесь нет никакой динамики и полета, но зато вероятность получения качественных, четких кадров максимальная. Новичкам можно начинать именно с таких съемок. Но все же наиболее ценные и завораживающие кадры – это те, на которых воздушная техника запечатлена в полете. Самолеты, как известно, летают очень быстро, причем высоко в небе, где для фотографа практически нет никаких ориентиров, позволяющих оценить масштаб и положение воздушного судна относительно земной поверхности.

Eva Air B-16702 Фото: Drewski2112 / Foter.com / CC BY-NC
Eva Air B-16702 Фото: Drewski2112 / Foter.com / CC BY-NC

Фотографирование движущихся в небе самолетов часто приводит к появлению сильного шума на конечном изображении даже при использовании первоклассного цифрового фотоаппарата и качественной оптики. Возникает разумное желание использовать при съемке движущихся в воздухе объектов штатив, который бы компенсировал нетвердость рук и избавил бы фотографа от необходимости установки очень коротких выдержек. Однако, как показывает практика, при съемке стремительно движущихся объектов в воздухе штатив оказывается практически бесполезным. Во-первых, он мешает фотографу вести цель, а, во-вторых, неспособствует «стабилизации» самого объекта съемки, за которым охотится авиаспоттер.

Поэтому приходится буквально ловить с рук самолеты в кадре, когда они заходят на посадку или «зависают» в верхних точках при выполнении фигур высшего пилотажа. Скорость полета при съемке самолета в крупном масштабе  можно попытаться компенсировать только короткими выдержками и высокой чувствительностью. Либо опять-таки ловить те моменты, когда скорость воздушного судна сравнительно невысока. Но бывает это, к сожалению, только в верхних точках траектории, то есть дальше всего от авиаспоттера. Правда, иногда и в ближней зоне пилоты немного сбрасывают скорость, что позволяет фотографу получить примерно еще одну ступень выдержки.

При съемке движущихся объектов в воздухе существует несколько общих рекомендаций. Во-первых, лучше снимать в RAW-формате, поскольку последующая обработка отснятых кадров практически неизбежна. Во-вторых, рекомендуется снимать с достаточно короткими выдержками, чтобы минимизировать смазанность изображения. Для этого во многих случаях придется также увеличить чувствительность ISO. В-третьих, поскольку самолет движется в воздухе, то снимать нужно сериями. Тогда появляется шанс, что даже если фотограф не очень точно сфокусировался на резкость, то в одном из готовых кадров воздушное судно само подлетит на нужное расстояние.  В-четвертых, стоит использовать бленду для защиты от бликов и прямых солнечных лучей.

Помимо этого, существует множество тонкостей и приемов, позволяющих сделать фотографию самолета более интересной и оригинальной. В частности, попадание в кадр облаков может существенно оживить снимок и сделать его неповторимым. При съемке самолета, стоящего неподвижно на земле, можно уделить внимание второстепенным предметам, располагающимся поблизости на аэродроме.

Фото: lilith121 / Foter.com / CC BY-NC
Фото: lilith121 / Foter.com / CC BY-NC

Приемов съемки авиатехники на самом деле огромное количество, умение находить их и  правильно использовать приходит к фотографу с опытом. Впрочем, даже у опытных авиаспоттеров количество удачных кадров самолетов, движущихся в небе, которые не стыдно показать коллегам по увлечению или даже самому рассмотреть в крупном масштабе измеряется всего несколькими десятками. А число безупречных по всем показателям кадров вообще ограничивается штуками. Все дело в сложности такой фотосъемки и переоценке возможностей цифрового фотооборудования.

В России людей, по-настоящему увлеченных авиаспоттингом, пока гораздо меньше, чем в западных странах. Все дело в том, что это увлечение требует солидных затрат на покупку фотооборудования, высокой мобильности и массы свободного времени для того, чтобы путешествовать по миру. Ведь в одном аэропорту много захватывающих и разноплановых кадров сделать довольно сложно. Первый официальный «споттинг» для отечественных энтузиастов прошел в марте 2006 года в аэропорту «Внуково». Такие мероприятия с организованными группами фотографов и споттеров систематически проводятся в нескольких российских аэропортах.

К слову сказать, настоящие споттеры выбирают наиболее живописные аэродромы, к числу которых вряд ли можно отнести те, что находятся на территории России. Например, излюбленным местом для авиаспоттеров является аэропорт в Инсбруке (Австрия). Благодаря тому, что он располагается на высокогорье, в кадре на заднем плане всегда можно получить красивые заснеженные горные вершины. Также большой популярностью пользуется тропический остров Сан Мартен на Карибах. Взлетно-посадочная полоса местного аэропорта начинается очень близко к береговой линии, вследствие чего заходящие на посадку самолеты пролетают над отдыхающими на пляже туристами на высоте всего в несколько десятков метров.

Сегодня в Интернете можно найти целые сообщества авиаспоттеров и просто увлеченных авиацией фотографов, где дадут ответ на любые интересующие новичка вопросы, начиная от условий получения разрешения на проведение съемки на аэродроме и заканчивая тонкостями фотографирования самолетов в воздухе. Авиаспоттинг – это не только фотография, но и возможность завести новых друзей, разделяющих общие увлечения, погрузиться в необыкновенный мир авиации и найти повод для путешествия в другие страны для возможности съемки новых воздушных судов.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)