Многие из нас любят посещать музеи, особенно во время путешествий. Музеи могут быть разные, в них представлены различные экспозиции, и каждый может найти для себя что-то интересное и привлекательное. Зачастую сама экспозиция или отдельные произведения искусства настолько впечатляют, что хочется сохранить их «для себя». То есть сфотографировать их и унести памятные снимки с собой, чтобы потом насладиться произведениями мастеров на экране компьютера, либо распечатав фотографии. Как снимать в музее? В чем особенности такой съемки и на что обратить свое внимание? Попробуем дать несколько практических рекомендаций.

Правила

В музеях действуют свои правила и законы, касающиеся того, что можно фотографировать, а что нельзя. Раньше во многих музеях и художественных галереях действовал запрет на фотографирование. Сегодня фотографировать для себя разрешается уже практически во всех музеях. Но при этом на входе посетителей уведомляют о том, что можно снимать, а что фотографировать категорически запрещено. Иногда за возможность фотосъемки музеи взимают определенную плату – не более стоимости входного билета.

Пикассо. Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид
Пикассо. Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид

Имейте в виду, что в музее может быть запрещена съемка со вспышкой. Объясняют это обычно тем, что от света вспышки могут пострадать картины и другие произведения искусства, представленные на выставке. Но в реальности это правило действует скорее для того, чтобы одни посетители (с фотооборудованием и вспышкой) просто не мешали другим.

В некоторых музеях сотрудники не обращают никакого внимания на посетителей с «мыльницами» или мобильными телефонами с камерой. Но стоит только появиться в зале человеку с громоздкой зеркалкой и сопутствующим фотооборудованием, то к нему сразу же возникает повышенное внимание. Могут запретить вести съемку, даже если у человека имеется разрешение, которое он оплатил. Объясняют это тем, что в музейных помещениях разрешается исключительно любительская съемка, а не профессиональная. Таким образом, у каждого музея свои правила и законы. Если на вас обратили внимание сотрудники музея, не стоит конфликтовать и доказывать, что вы снимаете простой любительской камерой. Лучше проявить вежливость, ответить улыбкой и попросить разрешить сделать пару кадров.

Кстати, в европейских музеях не так ревностно относятся к запретам на фотосъемку. Например, знаменитый лондонский Музей Виктории и Альберта даже имеет собственную страничку в сети, на которой посетители могут выкладывать свои фотографии, сделанные в выставочных залах этого музея. Таким нехитрым способом только подогревается интерес людей к различным экспозициям и выставкам.

Музей Ватикана
Музей Ватикана

Выбор оборудования

Тщательно подходите к выбору оптики для съемки. Скорее всего, внутри музейного помещения при наличии запрета на использование вспышки и в условиях пониженной освещенности, вам придется столкнуться с недостатком света для получения качественных фотографий. Поэтому желательно иметь в своем арсенале светосильный объектив. При съемке в музее очень важна возможность широко открыть диафрагму. Оптимальный вариант – светосильный 50 мм фикс (с диафрагмой f/1.4 или f/1.8). Также с собой можно захватить универсальный зум 24 – 70 мм f/2.8. Длиннофокусная оптика здесь не пригодится, а вот широкоугольник может сослужить хорошую службу.

Пронести с собой громоздкий штатив вам вряд ли дадут работники музея. Для этого, вероятно, потребуется специальное разрешение. А вот легкий, складывающийся монопод можно попробовать взять с собой. Много разнообразного фотооборудования брать не рекомендуются – охрана и сотрудники музея могут не разрешить вам пронести в выставочные помещения рюкзак или большую сумку с фото принадлежностями.

Снимайте здания и интерьеры

Рим
Рим

Не забывайте, что сами здания, в которых размещаются музейные экспозиции, представляют огромный интерес. Как правило, музеи размещаются в старинных особняках или дворцах, которые отличаются своим архитектурным обликом и особенностями, начиная от великолепной внешней отделки и заканчивая лестничными проемами. Прежде чем приступить к осмотру экспозиции сделайте несколько интересных фото самого здания. Также обратите внимание на внутренние интерьеры, зачастую представляющие не меньшую ценность, чем сама экспозиция. Поснимайте потолок, стены и колонны. Такие снимки позволят передать атмосферу того музея, в котором вы побывали.

Недостаток света

В музейных помещениях вам придется иметь дело с условиями пониженного освещения. Другими словами, в музеях бывает довольно тускло, ощущается недостаток света, да еще и вспышку запрещают использовать. Чтобы справиться с такими условиями, можно немного поднять чувствительность ISO. Но лучше использовать более широкую диафрагму и относительно длинные выдержки. Как раз здесь вам и может пригодиться небольшой, удобный монопод. Если монопод пронести в музей не удастся, то стоит воспользоваться непрерывным режимом съемки и активировать систему стабилизации на камере. Правда, учтите, что аккумулятор камеры в таком случае разрядиться гораздо быстрее.

Фотовыставка «125 лет National Geographic»
Фотовыставка «125 лет National Geographic». Москва

Еще одна особенность музейных помещений – то, что в различных залах освещение может быть разным по цветовой температуре. Поэтому для создания качественных снимков, вероятно, придется настраивать баланс белого вручную. Так как при автоматических настройках вы можете получить фото с немного измененными цветами. После ручной корректировки баланса белого сделайте несколько пробных снимков, чтобы оценить результаты.

В некоторых музейных залах может присутствовать естественный свет, пробивающийся через узкие дверные проемы или небольшие окна. Он формирует своеобразные световые полосы или дорожки, которые можно использоваться при съемке для создания более интересных, объемных фотоизображений.

Избегайте бликов и отражений

Помните, что стеклянные и металлические поверхности создают неприятные блики и отражения. Поэтому их стоит избегать. Но в музеях многие экспонаты, например, старинные артефакты или картины, размещают именно за стеклом. Чтобы сфотографировать такие объекты, расположенные за стеклом, нужен рассеянный, а не прямонаправленный свет. Иначе появятся блики. Протрите стекло чистящей салфеткой, которую можно захватить с собой. Чтобы не поймать отражение, приблизьте объектив фотоаппарата как можно ближе к стеклу. Используйте ручную фокусировку, чтобы резким получился только нужный вам предмет. Очень полезным для съемки объектов за стеклом может быть поляризационный фильтр, который снизит вероятность появления бликов и отражений на фотографии. Если экспонат за стеклом слабо освещен, придется немного поднять ISO – до 800 единиц.

Делайте акцент на деталях

При съемке различных музейных экспонатов акцентируйте внимание зрителя на деталях. Съемка экспонатов крупным планом с выделением отдельных деталей позволяет придать им больше величия и драматизма. Издали лучше фотографировать зум-объективом, а если вы располагаетесь близко к объекту съемки, то здесь подойдет макро объектив. Выбирайте удачный ракурс, чтобы ничего лишнего не попало в кадр. Иногда стоит посмотреть на отдельные экспонаты под непривычным углом, чтобы обнаружить что-то необычное и интересное, на что бы вы совершенно не обратили внимание в обычной ситуации.

Фотографируйте людей

Помимо съемки экспонатов и роскошных интерьеров, в музее можно фотографировать и посетителей, пришедших сюда для знакомства с высоким искусством. Иногда это бывает не менее увлекательно, чем съемка самих музейных ценностей. Позы и выражение лиц людей на фотографиях могут создать определенную связь между искусством прошлого и нашей реальностью.