Масахиса Фукасэ (Masahisa Fukase) – талантливый японский фотограф. Трудно ответить на вопрос, что больше привлекает в нем – мрачные, загадочные фотоработы или же его собственная трагическая история жизни. Черно-белые снимки японского мастера действительно кажутся мрачноватыми и тревожными, но в то же время они имеют глубокий эмоциональный подтекст. Цикл работ Масахисы Фукасэ, посвященный черным воронам, стал настоящим гимном одиночеству и истории его трагической любви.

Японский фотограф родился на острове Хоккайдо в 1934 году. Его семья владела успешным фотоателье в северном городе. Мальчик решил следовать традициям своей семьи и с детских лет начал осваивать фотографию. Детство Фукасэ  прошло в очень тяжелые для Японии годы Второй мировой войны. Он уехал в Токио в начале 50-х годов, поступив на отделение фотографии факультета искусств Токийского университета. После обучения Масахиса начал карьеру рекламного фотографа в японской столице, стараясь, впрочем, не терять связи со своим родным городом и семьей. 50-е годы – еще более сложное послевоенное время для страны Восходящего солнца, которая пережила и ядерные бомбардировки, и оккупацию. Мир уже был совершенно другим, чем до начала войны.

Мазахиса Фукасэ. Из альбома "Вороны"
Мазахиса Фукасэ. Из альбома «Вороны»

Первые творческие фотоработы Фукасэ не привлекли к себе большого внимания. В частности, в 1961 году он выпустил свой первый фотоальбом («Kill the Pigs»), включающий в себя несколько снимков улиц и домов Токио, выполненных в темно-серой тональности. Этот стиль станет для него характерным на всем протяжении его жизни. В 60-е годы Масахиса экспериментировал с различными творческими и репортажными стилями, сотрудничая с журналом Asahi. В 1964 году он женился на молодой девушке Йоко, что стало во многом переломным моментом в его судьбе. Йоко стала для него настоящей музой и главной героиней его фотографий. В 1967 году Масахиса возглавил отдел фотографии издательства «Кавадэ-себо», однако последнее через некоторое время объявило о своем банкротстве. В результате Фуказа вынужден был начать карьеру свободного фотохудожника.

Для нового альбома он фотографировал  свою любимую супругу во всевозможных ракурсах и позах, применяя разную фототехнику. Эти фотографии, сделанные в порыве любви, имели огромный успех у публики и принесли ему общественное признание. На снимках Фукасэ мы видим разнообразие настроений его жены, снятой в одежде и обнаженной, грустной и радостной. Есть как поверхностные, простые фотоизображения, так и фотографии, наполненные глубоким смыслом. Впрочем, в тот момент сам Масахиса Фукасэ, вероятно, видел в своей жене не любимую женщину, а скорее талантливую и красивую фотомодель, которую он пытался заснять в самых разных ракурсах. Она же вспоминала съемки как невероятную  скуку, с которой невозможно было примириться. Поэтому в 1976 году Йоко в стремлении получить большую свободу бросила все и ушла от супруга.

. Из альбома "Йоко"
Мазахиса Фукасэ. Из альбома «Йоко»

Она подала документы на развод, что стало для Масахисы Фукасэ настоящей трагедией. Он впал в депрессию, тяжело переживая уход жены. Центральной же темой его фотографического творчества неожиданно стали черные птицы, буквально воплощавшие в себе трагедию одиночества. Возвращаясь на поезде на Хоккайдо, японец выходил на остановках и фотографировал то, что в японской культуре считается символом несчастья и предвестником беды – ворон. В течение практически десяти лет он снимал исключительно птиц. Эти снимки, выполненные в характерной, мрачной черно-серой тональности, вошли впоследствии в фотоальбом «Одиночество ворона», который принес славу фотографу уже за пределами собственной страны. Чувство одиночества и трагической любви настолько раскрывается в этой фотоколлекции, что постороннему зрителю оно доставляет боль и заставляет отвести глаза.

Несмотря на то, что фотографии из цикла «Одиночество ворона» затрагивают глубоко личное, в самой Японии они в то же время рассматриваются в качестве своеобразной аллегории индустриальной страны с ее пороками капитализма и промышленными загрязнениями. Черные вороны на фото Фуказы сидят на ветках, они раздирают добычу или кружат черными тучами над землей. Здесь можно увидеть и мертвого ворона, уткнувшегося клювом в белый снег, и толстого кота, пожирающего пойманную птицу. Эти черные птицы стали для самого фотографа символом несчастной жизни и одиночества. На темно-серых снимках нет ни капли радости или игривости, только мрачное настроение скорби и горечи. Как будто все отчаяние и одиночество автора было перенесено в мир фотографии.

Мазахиса Фукасэ. Из альбома "Вороны"
Мазахиса Фукасэ. Из альбома «Вороны»

Откровенно говоря, в этих фотографиях мало приятного, но от этого они, тем не менее, не становятся менее красивыми и менее притягательными для зрителя. В 2010 году этот альбом Масахисы Фукасэ был признан престижным британским изданием лучшей фотографической книгой, выпущенной в период с 1986 года. Действительно, мало найдется фотоальбомов, которые бы так пронзительно и печально рассказывали об одиночестве и трагической любви. Книга была переиздана в США в 1991 году. Но первое издание, вышедшее в 1986 году, до сих пор считается раритетом. Хотя оно, подобно другим японским фотоальбомам, помещено в простой конверт из картона.

После того, как Масахиса стал по-настоящему знаменит, он занимался уличной фотографией в Токио. Известно, что Фукасэ женился во второй раз, однако и второй брак закончился разводом. История жизни талантливого японского фотографа настолько же трагическая, насколько мрачными и загадочными являются его работы. Судите сами. В 1992 году, возвращаясь из питейного заведения, он неудачно упал, вследствие чего получил сильную травму головы и впал в кому. Двадцать лет Масахиса находился в коме – полностью обездвиженный и недееспособный. В больнице фотографа навещала бывшая супруга, его муза Йоко. Она говорила: «Имея камеру перед глазами, он мог видеть. Без нее – нет. Он остается частью моей жизни, меня самой, поэтому я его навещаю». За многие годы состояние Фукасэ так и не нормализовалось, он скончался в июне 2012 года. «Одиночество воронов» стало его последней важной работой, в которой были воплощены безупречно яркие, эмоциональные образы личного горя.