Фотовыставка с таким названием открыта сейчас в музейном пространстве Винзавода. Ее представляет знаменитая Frolov Gallery при поддержке Фонда Бориса Смелова. На выставке – полсотни авторских работ из основной коллекции лучших отпечатков, отобранных еще при жизни самим Смеловым.  «Избранное»  – как дань памяти известному и талантливому человеку, с момента странной и неожиданной смерти которого прошло 15 лет.

   Борис Смелов родился в 1951-м в Ленинграде, а умер спустя 47 лет в Санкт-Петербурге. В его фотографиях, как в биографии, соединились прожитые года, встреченные люди, выхваченные  моменты из истории одного и того же города – менявшегося, но так и не изменившегося. Петербург у Смелова разный, и в то же время один: с тем неповторимым духом и красоты, и нищеты, и открытости, и загадочности…

Б.Смелов. Автопортрет. 1975
Б.Смелов. Автопортрет. 1975

    Смелов работал в разных жанрах – он считается одинаково сильным мастером пейзажа, портрета, натюрморта. Но все же он сам предпочитал говорить не о жанрах, а о теме. И снимал Смелов, по его словам, «свой город». Этот город на фотографиях Смелова часто называют городом Достоевского, городом-призраком, городом теней, чувств, воспоминаний, образов. Именно за эту «достоевщину» закрыли  первую персональную выставку фотографа в 1976 году в Выборгском  Доме культуры. Закрыли через несколько часов после открытия. Более того, из-за скандала с выставкой, которая не совсем, если не сказать, что совсем не вписывала город на Неве  в  «положительный» социалистический  облик, полностью сменили руководство Выборгского фотоклуба. Так и не развернувшаяся  первая экспозиция, которую спецслужбы зачислили в разряд «диссидентских» выпадов, закрыла для Смелова участие  в любых официальных фотомероприятиях в СССР. Так что долгое время судьба его творчества в нашей стране была нелегальной и ограничивалась рамками квартирных фотопоказов.

   Но талант, как вода, рано или поздно просачивается за ограниченные пределы. В 1977 году серия репортажных фотографий Бориса Смелова попала на XI Международный салон фотоискусства в Бухаресте, и автор получил за нее Золотую медаль. Работы Смелова не раз включались в зарубежные выставки.

Б.Смелов. Апполон. Летний сад. 1978
Б.Смелов. Апполон. Летний сад. 1978

    Серьезная выставочная деятельность в нашей стране началась для Смелова после перестройки. Его увидели, узнали… Но, наверное, настоящее признание, как это часто, к сожалению,  бывает с неординарными людьми, он получил  уже после своей смерти.

   В 2006 году в петербургском Арт-центре «Пушкинская, 10» была организована крупная персональная выставка мастера под названием «Неизвестный Смелов».  В 2009 году  ретроспективная выставка Бориса Смелова проходила в музее, считающимся главным в нашей стране — Государственном Эрмитаже. Аркадий Ипполитов,  старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, автор концепции и куратор той выставки  назвал  творчество этого фотографа  «самым ценным и ярким явлением петербургской культуры 70-90-х гг. с Петербургом связанным, Петербургу посвященным и Петербургом определенным, но при этом выходящим на международный уровень, так как его произведения сопоставимы с самыми высокими образцами мировой фотографии».

Б.Смелов. Павловск. Кентавр. 1990-е.
Б.Смелов. Павловск. Кентавр. 1990-е.

   В  2009 году в Германии  издательством  «Kerber»  был выпущен  «смеловский» фотоальбом, вобравший в себя 332 иллюстрации и ставший своего рода пособием: сейчас он продается в ведущих магазинах Европы и США, специализирующихся  на книгах по искусству….

   Сам о себе Борис Смелов в свое время говорил так: «Я считаю себя представителем эмоциональной, интуитивной фотографии и, снимая, больше доверяю своим чувствам, чем предварительным замыслам. Но вместе с тем, не сочтите это за мистику, многие фотографии мне снились, и потом, порой, спустя годы, я вдруг видел их воочию. И счастье, если в такие моменты камера и пленка были со мной…»

   Смелов — один из тех «интеллектуальных» фотографов, для которых вопрос образования был очень важным. «Человек, — по его словам, —  должен с легкостью ориентироваться в истории искусств, чтобы творить новую историю. Знать прошлое художник должен, может быть, даже лучше, чем настоящее, которое он может воспринимать на интуитивном уровне. Культура автора всегда так или иначе проявляется в его произведениях. И, думаю, без любви к философии Достоевского, живописи Ван-Гога, музыке Моцарта не только я сам, но и мои работы были бы беднее…»

   Выставка на Винзаводе заканчивается 20 января. Возможность  увидеть «Избранное» еще есть. Точный адрес: Москва, Центр современного искусства «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., дом 1, стр. 6, подъезд 22. Выставка открыта с 12:00 до 20:00, кроме понедельника. Вход свободный. Телефон для справок:  +7 (495) 642 54 45.

Подготовила

Катерина Кудрявцева