ДомойФотографияФотографыБерт Штерн - у истоков коммерческой фотографии

Берт Штерн – у истоков коммерческой фотографии

Талантливый американец в 60-е годы считался самым известным модным фотографом. Штерну позировали такие знаменитости, как Мэрилин Монро и София Лорен. Время расцвета его творческой деятельности пришлось на золотые годы Голливуда и стремительный рост интереса к коммерческой фотосъемке.

Родился талантливый фотограф в Бруклине в 1929 году и с самого детства стремился к творчеству. Еще будучи подростком Берт Штерн устроился на работу офисным служащим в редакцию журнала Look. Своими талантами молодой человек обратил на себя внимание, и уже в возрасте двадцати лет оказался редактором другого популярного журнала – Mayfair. К этому же времени относятся его первые опыты в фотографии, он приобрел камеру и научился проявлять пленку. Занятие столь высокой должности поспособствовало знакомство с известным режиссером Стенли Кубриком. Со временем они стали хорошими друзьями. Их тесной дружбе в немалой степени способствовала общая тяга к красивым женщинам. Кубрик пригласил молодого человека к участию в работе над кинолентой по роману Владимира Набокова «Лолита». На съемках этого фильма Берт впервые для себя выступил в роли фотографа. Сам он вспоминал об этом эпизоде следующее: «Так как я был арт-директором журнала, я полагал, что у меня есть право фотографировать, в результате я стал еще и фотографом».

Таким образом, стартовала его карьера фотографа, которая прервалась только из-за начавшейся войны на Корейском полуострове. Берта призвали в американскую армию, однако в боевых действия ему, к счастью, так и не удалось поучаствовать. Во время войны Штерн жил в Токио и работал в одном из департаментов. Он занимался созданием фотоизображением для нужд армии. После возвращения в Штаты Берт задумывался над тем, чтобы закончить с фотографией. К тому моменту некоторые известные ему модные издания уже закрылись. Но благодаря связям Штерну удалось получить заказ на коммерческую съемку. Нужно было создать рекламное фотоизображение для водки Smirnoff, которые бы заменило рисованный логотип. Он сделал пару тестовых фотографий, которые так понравились заказчикам, что они не раз впоследствии обращались к его услугам. Кстати, его первый снимок для бренда Smirnoff даже получил престижную премию. Уже на этих первых работах можно заметить специфическую особенность фотоизображений Берта Штерна, которая не раз проявлялась в последующих проектах. Это использование своеобразного визуального треугольника, вокруг которого и строится вся композиция снимка.

Штерн занялся коммерческой фотосъемкой и добился на этом поприще впечатляющих успехов. Период конца 50-х – начала 60-х годов можно назвать эпохой кардинальных перемен в индустрии рекламы в США. От традиционных и простых рекламных изображений фотографы перешли к новаторскому подходу, реализации неожиданных задумок. Впоследствии Штерн говорил об этом так: «Мне понравилась реклама. Это был способ экспериментировать и пробовать разные идеи. Мы старались делать снимки, которые раньше никогда не видели в рекламных объявлениях». К концу 50-х талантливый фотограф увлекся еще и режиссурой. Он выпустил собственный документальный фильм «Джаз в летний день», который был снят по мотивам событий фестиваля джаза в Ньюпорте. В 1999 году эта лента была признана в США «Достоянием культуры» и была включена в Национальный киноархив.

С течением времени съемки для рекламы перестали увлекать его и Штерн переходит к фотографированию знаменитых людей для обложек различных изданий. В 1960 году он становится одним из основных фотографов журнала Vogue. Берт, в частности, снимал Элизабет Тейлор во время съемок знаменитой кинокартины «Клеопатра». По его собственным впечатлениям, ему всегда было интересно создавать более откровенные снимки знаменитостей, чем он собственно и старался заниматься.

Портретные снимки Штерна действительно получались очень чувственными, эмоциональными и яркими. Секрет успеха можно выразить его же словами: «Я был влюблен в каждого, кого фотографировал». Лучше всего это проявилось в работе со знаменитой Мэрилин Монро. Конечно, один из главных проектов в его карьере стала коллекция из двух с половиной тысяч фотоизображений Монро, отснятая им в роскошной гостинице Bel-Air в Лос-Анджелесе. Эти съемки были проведены всего за шесть недель до трагической кончины голливудской звезды.

Впоследствии Штерн так рассказывал об этих съемках: «Я не хотел делать fashion-съемку, не хотел, чтобы меня отправили в отдел аксессуаров и дали маленький чемодан с шарфами и ювелирными украшениями. Я планировал адаптировать для съемки один из люксовых номеров отеля Bel-Air Hotel». Фотограф в интервью достаточно откровенно высказывался о своих взаимоотношениях с Мэрилин, подчеркивая, что он готов был отдать все, даже бросить свою жену, ради одной единственной ночи с этой женщиной.

Инициатором идеи достаточно откровенной фотосессии в номере отеля стала сама кинодива. Как вспоминал об этом Штерн: «Я сказал, что особого макияжа нам не потребуется, и предложил немного подвести глаза. Она взяла один из шифоновых шарфов, которые там были, посмотрела и сказала: «Вы хотите сделать ню?». Так что это была ее идея». Съемки продолжались в течение двенадцати часов. Штерн поделился первыми результатами с художественным руководителем Vogue Александром Либерманом, которому очень понравились снимки. Поэтому съемки Монро продолжились еще двое суток. Правда, в этот раз Берт действовал уже не один, и съемочный процесс получился менее спонтанным, а более строгим. Но в один прекрасный момент кинодива, устав от бесконечной смены своего образа, потребовала от всех присутствующих выйти из номера, за исключением Штерна. И ему все же удалось сделать еще несколько интимных фотоизображений. Примечательно, что многие из тогда сделанных Штерном фотографий были забракованы редакцией Vogue, а некоторые кадры оказались просто испорчены маркировкой.

По трагическому стечению обстоятельств эта фотосессия стала последней для Мэрилин Монро. Через шесть недель ее обнаружили мертвой. А снимки Берта Штерна появились на страницах журнала Vogue только после смерти знаменитой киноактрисы. Именно поэтому к ним было приковано особое внимание. Кстати, многие критики считают, что во время фотосъемки в отеле Мэрилин Монро была сильно пьяна от выпитого шампанского. Сами фотографии получились действительно невероятно живыми, привлекательными и интимными. Эта фотосессия стала во многом знаковой для съемок знаменитостей. А образ Монро, созданный фотографом Бертом Штерном, превратился в своеобразный символ эпохи. Интересно, что полная коллекция снимков из фотосессии с Монро была издана только спустя двадцать лет после ее смерти отдельной фото книгой. Первое издание этой книги обрело бешеную популярность. В 2000 году вышло второе, дополненное издание, которое также не осталось без внимания широкой общественности.

В 60-е годы Штерн имел оглушительный успех, занимаясь съемкой рекламы, знаменитостей и звезд кинематографа. Он открыл свою собственную студию, что было предметом мечтаний для каждого коммерческого фотографа того времени. Заказов на коммерческие съемки было очень много, в студии работало несколько десятков человек. Ежегодно на страницах журнала Vogue появлялось более двухсот фотоизображений и иллюстраций, созданных при участии Штерна. Уже позже это золотое время сам фотограф вспоминал с тоской: «Шестидесятые годы оказались лучшими. Это было сумасшедшее десятилетие не только в жизни Америки, но и в моей. Это были годы музыкального автомата с громким звучанием, больших денег и нового бассейна, это было время троих детей, фантастического дома с лужайкой и садом, слуг, огромной библиотеки с Пикассо над дверью и поездки на самолете на Огненную Землю».

Но в 70-е годы жизнь повернулась к Берту совершенно другой стороной. Постоянные заказы, изнуряющие съемки и стресс привели к тому, что он подсел на наркотики. У него появились серьезные проблемы со здоровьем, разрушился его брак с балериной Аллегрой Кент. Успешная карьера независимого фотографа также пошла ко дну. В результате, Штерн принял решение на время завязать с фотографией, переехать из Нью-Йорка в Европу, чтобы залечить душевные раны.

Спустя какое-то время Берт решает издать сборник фотоизображений, ранее нигде не публиковавшихся. Успешное издание книги, которая разошлась многомиллионными тиражами по всему миру, способствовала тому, что ему захотелось вернуться в творческий мир. Он снова начинает снимать для Vogue, а уже в середине 80-х годов проводит фотосессию для календаря Pirelli. Штерн продолжает получать заказы на съемку и в 90-е годы, став, в конечном счете, одним из самых востребованных и знаменитых фотографов моды XX века. О жизни талантливого американского мастера был выпущен фильм «Bert Stern: Original Mad Man». В нем сам Берт откровенно говорит о своем творческом пути и не менее важной страсти – о представительницах прекрасного пола.

Штерн вошел в историю как автор знаменитой фотосессии с Монро в номере отеля в Лос-Анджелесе. Спустя десятилетия он попытался повторить идею той съемки, но уже с другой красивой женщиной в кадре – Линдси Лохан. Эти фотографии появились на страницах New York Magazine в 2008 году.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ