ДомойФотографияФотографыАвгуст Зандер (August Sander) – немецкий классик фотопортрета

Август Зандер (August Sander) – немецкий классик фотопортрета

Август Зандер (August Sander) – один из классиков мировой фотографии, выдающийся мастер фотопортрета. Немецкий фотохудожник первой трети прошлого века получил широкую известность благодаря своей грандиозной работе под названием «Люди XX столетия». Это огромный коллективный портрет целой нации в период головокружительных взлетов и тяжелых поражений немецкого государства.

Будущий мастер фотопортрета родился в 1876 году в городке Хердорф, неподалеку от Кельна. Его отец был плотником и работал крепильщиком на местной железнорудной шахте, а мать была обычной крестьянкой. Естественно, что свой путь в жизни Август начал с того, что в тринадцатилетнем возрасте устроился на ту же самую шахту помощником шахтера.

Хотя условия маленького городка не оставляли ему возможностей для выбора направления своего жизненного пути, интересы мальчика не ограничивались лишь тяжелой шахтерской рутиной. Еще в 1882 году дядя Августа Зандера подарил своему племяннику среднеформатную фотокамеру. Прошло какое-то время, и мальчик серьезно увлекся фотографией. Через несколько лет работы в шахте он решил изменить свою жизнь и сменить профессию.

Как ни странно, родители Зандера поддержали молодого человека в его стремлении освоить искусство фотографии и одобрили его выбор стать фотографом. Они даже помогли обустроить в доме специальную «темную комнату» для занятий фотографией. Молодой человек быстро преуспел в своем начинании и стал помощником фотографа на шахте.

В 1896 году Августа Зандера призвали на военную службу, но и там он не потерял связь с фотографией, работая в качестве подмастерья фотографа. После армии молодой человек уже мог полностью посвятить себя любимому делу, но для начала нужно было получить соответствующее образование. Поэтому в 1901 – 1902 годах Зандер обучался живописи в Дрездене для приобретения тех художественных навыков, которые могли ему понадобиться в портретной фотографии. При этом он активно занимался промышленной и архитектурной фотосъемкой.

После окончания учебы он выкупил одну из фотостудий в австрийском городе Линц, которая вскоре получила название August Sander Studiofor Pictorial Artsof Photographyand Painting. Август начал получать солидные доходы от своей профессиональной деятельности, студия процветала. В 1904 году Зандер даже получил за свои работы престижную Золотую медаль Парижской фотовыставки. А спустя два года в Линце состоялась первая в его жизни персональная выставка.

Но в конце 1909 года он решил продать свою студию в Линце и переехать обратно в Германию. Остановился Зандер в пригороде Кельна, где открыл новую фотостудию, и начал выполнять коммерческие заказы на архитектурную и промышленную фотосъемку. Параллельно с этим Август Зандер занимается портретной фотографией, снимая как представителей буржуазии, так и простых рабочих и крестьян. Именно в этот период к нему пришла мысль о том, чтобы сделать обширную серию портретных фоторабот, которая бы стала, по сути, отражением немецкого общества. В итоге, делом всей жизни для Августа Зандера стал грандиозный проект, получивший название «Люди XX столетия».

На создание этого проекта фотограф потратил более тридцати лет своей жизни – перерыв в съемках возник только во время Первой мировой войны, когда Зандер вынужден был уйти на фронт в качестве военного фотографа. Также в 1927 году он единственный раз выехал для съемок за пределы Германии, чтобы отправиться на Сицилию для фотографирования живописных пейзажей и местных жителей. В остальной период вся его жизнь была подчинена выполнению проекта «Люди XX столетия», ставшего, в конечном счете, своеобразной социальной энциклопедией, отображающей срез немецкого общества периода Веймарской республики с его революционными надеждами и разочарованиями.

В серию портретных работ «Люди XX столетия» вошли снимки людей совершенно разных социальных сословий, различных возрастов и профессий. На фотографиях Августа Зандера запечатлены состоятельные и неимущие слои германского общества в эпоху экономических и политических противоречий. Первые работы из этой серии были представлены широкой публике в 1927 году на выставке в Кельне. Немного позже они вошли в изданный фотоальбом «Лица нашего времени». К этому моменту Август Зандер уже занимался не только своей фотографической деятельностью, но и преподаванием искусства, популяризацией фотографии и обучению молодых, начинающих фотографов.

Проект «Люди XX столетия» стал главным творческим достижением Августа Зандера, серии портретных работ из этого проекта многократно выставлялись и переиздавались. Сам проект был разделен на семь отдельных частей: Фермер», «Торговец», «Женщина», «Классы и профессии», «Художники», «Город» и «Последние люди». С помощью своего фотоаппарата Зандер пытался провести своего рода классификацию немецкого общества – снимки были поделены по профессиям персонажей в надежде найти между героями те архетипические признаки, которые были присущи этим людям (фермерам, торговцам, ремесленникам, художникам и т.д.).

В серии «Люди XX столетия» даже можно отыскать фотокарточки, посвященные сторонникам национал-социализма – новому веянию в политической и социальной жизни немецкого общества. Как отмечал впоследствии сам Август Зандер: «Наше представление о людях формируется светом и воздухом, их наследственными чертами и их действиями. Опираясь на внешний вид человека, мы можем судить о работе, которую он делает или не делает, мы можем понять по его лицу, счастлив ли он или встревожен… Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками».

Действительно, все портретные работы были выполнены таким образом, чтобы главные герои (студенты, рабочие, чиновники, представители интеллигенции, женщины и дети) были запечатлены на фотографиях в привычной для себя обстановке или на нейтральном фоне, без особых изысков в виде, например, необычного ракурса или красивых декораций. Благодаря этому зритель, взглянув на любую фотографию, может самостоятельно определить, кто же на ней изображен.

Несмотря на кажущуюся простоту, фотографии Зандера неизменно притягивают к себе внимание благодаря позам, мимике, выражениям лиц, деталям костюма и интерьера, говорящих порой красноречивее любых подписей или комментариев. Портретная фотосъемка всегда осуществлялась на уровне глаз или немного ниже этого уровня. Суть работы Августа Зандера заключалась в том, чтобы передать сущность каждого конкретного человека через принадлежность к определенному культурному и социальному типу.

Своеобразная каталогизация людей посредством фотографии, которая сегодня может кому-то показаться даже немного наивной, по мнению Зандера, должна была позволить людям лучше понять самих себя. В разделе «Торговцы» были представлены снимки не только представителей торговли, таких как мелкие лавочники или продавцы, но и портреты ремесленников, инженеров, промышленников и даже изобретателей. К разделу «Фермер» относились архетипы «земных людей», то есть снимки не только крестьян и фермеров, но и философов и мудрецов. Фотографии раздела «Город» были представлены в широком многообразии – здесь и уличные подростки, и путешественники, и попрошайки. Этот раздел можно условно отнести к известному сегодня жанру «стрит-фотографии».

Героинями раздела «Женщины» являлись жены и дочери, матери и сестры всех возрастов. Женщины также запечатлены в многообразии архетипов, начиная от простых домохозяек и заканчивая светскими модницами. В разделе «Художники» можно увидеть многих знакомых и друзей самого немецкого фотографа. Наконец, последний раздел под названием «Последние люди» был посвящен тем персонажам, которые по тем или иным причинам оказались выкинутыми из немецкого общества (инвалиды, душевнобольные, нищие и бродяги). Нужно отметить, что именно за эти портретные снимки Август Зандер подвергся гонениям со стороны Министерства культуры фашистской Германии, представители которого считали, что подобные фотоработы подрывают представление о германской расе как о сильной, героической и чистой.

Тридцатые годы прошлого столетия стали во многом трагическими для творчества Августа Зандера и его самого. В этот период в Германии набирало обороты политическое течение национал-социализма, которому впоследствии было суждено перевернуть всю историю человечества. После прихода к власти нацистов фотоальбом «Лица нашего времени» был запрещен, а сам фотограф подозревался в распространении антифашистской литературы. Сын Зандера в 1934 году был арестован и заключен в тюрьму за то, что участвовал в антинацистском движении.

Во время Второй мировой войны Август Зандер уехал из Кельна и обосновался на земле Рейланд, где занимался печатью довоенных снимков погибших на войне солдат для их родных и близких. В конце войны в тюрьме умер его сын. Во время нескончаемых бомбардировок было уничтожено кельнское фотоателье, хотя часть негативов все же удалось спасти. Правда, многие из них впоследствии оказались похищенными мародерами.

После периода забвения заслуженная слава вновь вернулась к немецкому фотографу в начале 50-х годов, когда была проведена выставка Photokina. Август Зандер получил не только престижные фотографические премии, но и был удостоен высшей государственной награды ФРГ – Звания кавалера ордена «Крест за заслуги».

Зандер скончался в 1963 году после инсульта. К сожалению, он так и не увидел конечный результат главного труда своей жизни – завершенная серия фоторабот из проекта «Люди XX столетия» была опубликована только спустя некоторое время после смерти прославленного немецкого классика фотопортрета.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ