Ара Гюлер является самым известным представителем творческой фотографии в Турции. Интересно, что он родился в семье этнических армян, однако его имя оказалось навсегда связано со Стамбулом. Его великолепные черно-белые снимки этого мегаполиса являются настоящей летописью городской жизни.

Сам он себя называет фотожурналистом, а не фотографом или фотохудожником, поскольку Ара Гюлер не считает, что фотография имеет какое-либо художественное значение. Это не мешает ему создавать высокохудожественные снимки, которые выставляются по всему миру.

Ara GyulerАра Гюлер родился в 1928 году в Стамбуле в семье аптекаря. Район города, в котором он вырос, преимущественно заселяли греки, и он был широко известен своими книжными магазинами и антикварными лавками. Отец Гюлера, армянин по происхождению, знал много людей из мира искусства. Знакомство с ними побудило мальчика сделать карьеру в кино.

Для этого Гюлер начал подрабатывать на киностудии и посещать драматический кружок, организованный Мухсином Эртугрулом, основателем современного турецкого театра. Параллельно с этим он поступил в Университет Стамбула и начал изучать экономику. В 1950 году Гюлер решил завязать со своим стремлением построить карьеру в кино и устроился на работу в ежедневную газету «Новый Стамбул» (Yeni Istanbul) фотокорреспондентом.

В 1958 году американский издательский дом Time-Life открыл свой филиал в Турции и Ара Гюлер получает возможность работать фотожурналистом на Ближнем Востоке. Параллельно он делает фотографии для таких изданий, как Stern, Paris Match и London Sunday Times.

Настоящая же карьера фотокорреспондента началась у Ара Гюлера в 60-е годы, после того как он вернулся из армии. В журнале «Жизнь» (Hayat) ему предлагают должность шефа фотоотдела. Он также знакомится с легендарными мастерами — Анри Карье-Брессоном и Марком Рибу, которые предлагают ему вступить в известное фотоагентство «Магнум». Ара Гюлер, конечно, не упускает такой возможности.

Ара Гюлер: Сальвадор Дали
Ара Гюлер: Сальвадор Дали

В 1961 году фотографии Гюлера печатаются в британском фотографическом ежегоднике, а спустя год он получает престижную награду «Мастер «Лейки». Работа в агентстве «Магнум» дает Гюлеру шанс фотографировать и интервьюировать многих знаменитостей по всей миру. Он делал снимки Бертрана Рассела, Уинстона Черчилля, Арнольда Тойнби, Пикассо, Сальвадора Дали. Его карьера развивалась настолько стремительно, что уже в 1968 году журнал «The British Journal of Photography Year Book» назвал Ара Гюлера одним из семи лучших фотографов в мире.

В чем отличие Ара Гюлера от других фотографов? Безусловно, в его неповторимом авторском видении реальности: «Вокруг меня вертится мир. И когда в этом мире что-то происходит, что меня сильно задевает или трогает, я нажимаю на кнопку затвора. Для меня наиважнейшим является «событие», «момент». Это «событие» не должно быть пропущено. Как фотограф, снимающий людей, я хочу запечатлеть их радость, горе, их отношение к жизни, их страхи, все, что присуще человеку. Для меня важно то, что человеческие драмы будут жить еще столетия в будущем. В конце концов, фотография — это способ сохранения информации, и она должна сохранить что-то, какую-то драму, если она важна. И такая фотография может волновать».

В фотографиях Ара Гюлера поражает, прежде всего, видение самого фотографа через камеру, эстетика и чувствительность каждого кадра. Простые городские пейзажи и глаза людей словно оживают на снимках Гюлера. Недаром, несмотря на то, что Ара Гюлер сумел запечатлеть на своих фотографиях многих известных людей, наибольшую известность ему принесли меланхоличные черно-белые снимки повседневной жизни Стамбула.

Он считает, что фотография должна хранить воспоминание о человеке, о его жизни и связанных с ним событиях. Мощное фотографическое видение даже превратило имя Гюлера в Турции в синоним особого фотографического стиля, которому стараются подражать молодые, начинающие фотографы.

Свою собственную работу фотографа Ара Гюлер описывает следующим образом: «Присутствие фотографа должно быть незаметно. В противном случае композиция превращается в маскарад. Я всегда стараюсь быть очень сдержанным. Фотограф должен быть неслышным свидетелем».

Интересным представляется его взгляд на фотографию в целом: «Фотография не является искусством. Это более чем искусство. Фотографы — это летописцы, записывающие визуальную историю современности. Посмотрите на фотографии XIX века. Они дают нам правдивое впечатление о том времени. Историки вкладывают в свои книги эмоции и фантазии, но фотографии рассказывают правду. Поэтому фотография больше чем искусство. Фотографии — это живая история».

Сегодня работы Ара Гюлера представлены на фотовыставках по всему миру. Они хранятся в коллекции Французской национальной библиотеки, Музея Людвига в Кельне, Коллекции Шелдон университета Небраски, а также в частных коллекциях в Бостоне, Чикаго и Нью-Йорке. Помимо этого, его фотографии были напечатаны во многих книгах, представляя собой настоящее фотографическое наследие Турции.

По мнению Ара Гюлера, «у хорошей фотографии всегда найдется что сказать. Когда фотография передает какую-то эмоцию или мысль — это настоящая фотография».

Источник: Фотокомок.ру – о фотографии и фототехнике, онлайн фоторедактор (при цитированиии и копировании активная ссылка обязательна)