Мать и её ребёнок. Одновременно почти одно целое и два совершенно разных человека. Одни черты лица, одни глаза, но разные миры, стоящие за ними. 27 июня в Мультимедиа Арт Музее открылась фотовыставка Валерии Сорочински «Анна и Ева», которая проходит в рамках Московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?».

Родилась Виктория Сорочински в 1979 году на Украине, которая тогда ещё входила в состав «великого и могучего» СССР. С 1985 по 1990 Виктория училась и жила на севере России. С крушением Союза, в 1990-м, она переехала на шесть лет в Израиль. И в 1996 году Сорочински эмигрировала в Канаду, поселившись в Монреале, городе, который занимает наивысшие места в рейтинге самых удобных для жизни городов мира. В 2006 году она получила степень бакалавра изящных искусств в университете Конкордия в Монреале. А в 2008 – степень мастера в Нью-Йоркском университете в США. Сейчас Виктория живёт и фотографирует в Нью-Йорке. Создаёт портреты людей. Одних или в группе. С семьёй или без.

Один из первых крупных проектов Виктории Сорочински – «Русалки – потерянные духи вод и деревьев» («Rusalki – Lost Spirits of Waters and Woods») (2004-2005), в котором переплетаются стихии и пейзажи с женскими фигурами. Выставка была показана в Монреале в 2005 году в галерее «ChezEux». В 2007-2008 годах фотограф создавала серию фотографий «Пространство между» («The Space Between»), в котором Виктория попыталась показать свои попытки найти себя и освободиться от того «навязчивого чувства потерянности, одиночества и отчуждения», которое её преследовало в любом месте, в котором она жила, пройдя две эмиграции.

Затем последовала серия «Папа» («Daddy»), посвящённая отношениям молодого отца и его дочери, когда отец одновременно чувствует себя заботливой женщиной и сильным мужчиной. В 2009 году Виктория создала серию под названием «Свыше» («From Above»), где попыталась показать историю отношений мужчины и женщины, которые только открывают друг друга. К этому же году относится проект «Земля, куда нет возврата» («Land of no-return»). Эту серию фотографий Виктория Сорочински создавала в украинских деревнях, в тех местах, где, по словам фотографа, жизнь — «удивительное сочетание абсолютного рая и невообразимой нищеты». В тех местах, что «постепенно угасают и исчезают вместе с людьми, которые там родились». В тех местах, которые «умрут, верные тем людям».

В 2010 году Виктория работала над серий «В доме с незнакомцами» («At home with strangers»), рассказывающей о жизни в китайской деревне, над серией «Моменты откровения» («Moments of revelation»), которая показывает людей в важные для них моменты открытий, и над серией «Анна и Ева», посвящённой матери и дочери. Хотя фотографировать двадцатитрёхлетнюю эмигрантку из России Анну и её трёхлетнюю дочь Еву Виктория Сорочински начала в 2005 году в Монреале, где тогда жила.

Рассказывая об идее проекта, Виктория говорит: «Анна и Ева привлекли мое внимание, потому что граница между ребенком и взрослой женщиной была неожиданно очень сильно размытой. Иногда казалось, что молодая мать — еще больший ребенок, чем ее трехлетняя дочь. Часто было трудно сказать, кто из двоих обладал властью и контролировал ситуацию, и кто именно учился постигать то внутреннее содержание, наличие которого и означает быть человеком в этом мире».

Это внутреннее содержание на фотографиях видно достаточно ярко. Грань между девочкой и её мамой на самом деле часто меняет свой наклон, и два существа, одной крови, но разной внешней и внутренней формы взаимодополняют друг друга, придавая фотографии смысл и завершенность.

Анна и Ева на фотографиях Виктории Срочински практически всегда вдвоем. В этой одновременности, слитности и в то же время раздельности двоих – суть выставки. В слитности, разделенной телами, возрастом, представлениями о жизни. И раздельности, объединенной похожими взглядами, чертами лица, одним куском времени. Цвет фото – когда яркий, когда приглушенный, и антураж – когда насыщенный, когда полупустой, помогают лучше понять контрасты и связь этой слитности и разделённости двоих.

На одной из фотографий мать и дочь в красочных сарафанах, будто из славянских сказок, с броской красной нитью от клубка, которая стелется по тусклым осенним листьям, устремляясь куда-то вперед, в неизвестность и непонятность. Во взгляде старшей – мягкость и даже неуверенность, в глазах младшей – решительность и определенная ясность. Нить то ли уводит их куда-то, то ли уже к чему-то привела. На другой фотографии мать и дочь, как птицы, пристроились где-то на развилке древесных путей-ветвей: они или прилетели на эту землю, или улетают куда-то, или, может быть, были всегда тут, и просто чего-то ждут. Еще на одном снимке Анна и Ева, большая и маленькая, сидят напротив друг друга, и старшая сшивает ниткой рубашки двоих, связывая их раздельность и объединяя их миры. Хотя, быть может, эту раздельность уже нельзя до конца объединить, а эту связь уже ничем не разрушить. И, возможно, именно это и мать, и дочь инстинктивно-осознанно понимают сами…

Кадры четко продуманные, хорошо выверенные, аккуратно построенные. Но при всей внешней постановочности сохранена внутренняя непостановочность – естественность, живость, легкость. Детскость и взрослость. Детскость и хрупкость старшей и взрослость и основательность младшей. Видна та смена и то смешение жизненных ролей, внутренних миров и внешних признаков, которые Виктория Сорочински сумела передать через окошечко фотообъектива, преломив собственное видение и понимание жизни через призму миров Анны и Евы.

«Непостановочность» особенно удивляет в маленькой Еве. Ребенка можно определенным образом одеть, поставить в кадре, рассказать ему, что и как надо делать, куда направить взгляд… Но заглянуть в глаза зрителю он должен сам. Заглянуть и, по возможности, по программе-максимум, «задержаться» там. Еве удалось сделать и то, и другое. А Виктории Сорочински удалось схватить эти «мимолётные видения» и перенести их на фотобумагу.

Впервые выставка «Анна и Ева» была показана в Париже два года назад на выставке со странно-неожиданным названием «Захват реальности вымыслом, сильные ветры и беспорядки на востоке» в рамках фестиваля «Месяц фотографии 2010». В 2011-2012 годах выставка была представлена в Италии и Швейцарии, посетив Милан, Турин, Верону, Женеву, Флоренцию и Неаполь вместе с галереей FNAC. Затем последовало Чикаго – в 2012 году «Анна и Ева» «висели» в галерее Катерины Эделман. После выставка переехала в Центр фотографии Стимултания, расположенный в Страсбурге. Сейчас её можно увидеть в Москве.

Не ограничиваясь кочующей выставкой фотографий, Виктория Сорочински планирует в ближайшем будущем выпустить «Анну и Еву» в книжном формате, в котором будут представлены 50 снимков и 10 коротких текстов, написанных Евой в 2011 году, в десятилетнем возрасте. В книге будет также вставка-буклет с ещё одним текстом Евы и фотографиями Сорочински, которые ранее не демонстрировались. Кстати, помочь выходу книги, за это получив личную благодарность на сайте фотографа и в книге, подписанную открытку или саму книгу, можно пройдя по ссылке — http://www.kickstarter.com/projects/1296985300/anna-and-eve-2005-2012.

Выставка «Анна и Ева» сейчас в Мультимедиа Арт Музее, который находится по адресу: М. Кропоткинская, улица Остоженка, 16. Телефон для справок — (495) 637-11-00. Официальный сайт — www.mdf.ru/. Выставка открыта по 22 июля, со вторника по воскресенье, с 12.00 до 21.00. Стоимость билетов – 300 рублей. Для студентов – 150 рублей. Пенсионерам и школьникам почти даром – 20 рублей.

Подготовила Катерина Кудрявцева