ДомойФотографияФотографыАндреас Фейнингер: «фотокамера совершенней человеческого глаза»

Андреас Фейнингер: «фотокамера совершенней человеческого глаза»

Американец немецкого происхождения Андреас Фейнингер известен не только как один из лучших фотографов прошлого столетия, но и как блестящий теоретик фотографического искусства. Как никто другой из мастеров фотографии, он уделял внимание технической и теоретической составляющим этого вида искусства. Андреас Фейнингер был удостоен множества престижных наград, включая премию от Международного центра фотоискусства в 1991 году.

Он часто прибегал к экспериментальной технике и искал новаторские подходы к созданию фотоизображений. Огромной популярностью пользуются фотоработы Фейнингера, посвященные повседневной уличной жизни Нью-Йорка, а также исследованию структуры природных объектов. Сегодня фотографии Андреаса Фейнингера являются частью экспозиции американского Музея современного искусства, музея Метрополитен, нью-йоркского Центра художественной фотографии и лондонского музея Виктории и Альберта.

Родился будущий фотограф и теоретик фотоискусства в 1906 году в столице Франции в американской семье немецкого происхождения. Его семья была тесно связана с искусством. Достаточно сказать, что его отец, Лионель Фейнингер, был художником-экспрессионистом и преподавал в Баухаусе, знаменитой школе архитектуры и художественного конструирования в Веймаре. Не удивительно, что Андреас, а также его младший брат Т. Люкс быстро приобщились к искусству, и уже в юношеском возрасте они выбрали то направление, которые были им наиболее интересны. Младший брат начал изучать живопись и впоследствии стал художником, а Андреас Фейнингер поначалу отдавал предпочтение архитектуре. Поэтому он заканчивает Баухаус и продолжает изучение архитектуры и мебельного дела в государственных школах в Германии. Фотокамерой Андреас пользовался только для того, чтобы снимать различные здания, которые заинтересовали его своим дизайном и интересными архитектурными элементами.

После окончания учебы он с отличием проработал некоторое время в качестве ассистента у блистательного Ле Корбюзье. Но молодой энергичный человек вскоре понял, что архитектура – это все-таки не его занятие и переключил свое внимание на фотографию. Однако, очевидно, что классическое архитектурное образование, прекрасная наследственность и опыт работы у такого мастера, как Ле Корбюзье, просто не могли пройти даром, в своем молодом возрасте Фейнингер уже получил многое, что способствовало  реализации его фотографического таланта. Серьезно увлекшись фотографией, Андреас уезжает из Германии, где он провел свои юношеские годы, в Швецию. Может быть, в этот момент мир потерял очень яркого и талантливого архитектора, но в то же время получил потрясающего фотографа.

Любовь к архитектуре и ее тонкое понимание сыграли свою роль в творчестве Андреаса Фейнингера, поскольку широкую известность ему принесли именно уличные снимки и великолепные панорамные картины городов. Уже с первых лет профессионального занятия фотографией  наметилась его тяга к разнообразным экспериментам – в Швеции он «играет» с ретикуляцией, соляризацией и рельефностью, пытается найти оптимальный баланс между объектом, находящимся в фокусе и перспективой.

В Стокгольме Андреас Фейнингер также выпускает свою первую книгу под названием «Новые пути в фотографии» («New Paths in Photography»), в которой он делится с фотографическим сообществом результатами своим творческих изысканий и экспериментов. В этот период времени он самостоятельно конструирует свою первую фотокамеру, обладавшую фокусным расстоянием 70 см и размером кадра 6, 5 x 9 см.

Серьезных успехов в своем творчестве Андреас Фейнингер добился только после того, как переехал в Соединенные Штаты Америки и стал независимым фотографом. Случилось это незадолго до Второй мировой войной. Несмотря на то, что все свои годы жизни он являлся американцем, на своей родине Андреас впервые сумел оказаться только в 33-летнем возрасте. Вначале он работал на договорной основе в качестве профессионального фотожурналиста для агентства Black Star Picture, а в 1943 году Фейнингер оказался в штате знаменитого журнала Life.

В этом журнале он проработает все последующие двадцать лет, сняв для издания сотни неповторимых снимков, многие из которых окажутся на пестрящей обложке. Его работы в журнале Life в полной мере отображают послевоенную индустриализацию Америки, с величественные небоскребами и строительной техникой. При этом он умудряется чередовать в своем фотографическом творчестве урбанизацию со съемкой обнаженной натуры и поп-артом.

Безусловно, наибольшую известность Андреасу Фейнингеру принесли его удивительные фотографии Нью-Йорка с вздымающимися вверх зданиями, широкими улицами, пролетами мостов, интересной перспективой и геометрически безупречными углами. Помимо зданий и сооружений, связанных с темой индустриализации, в объектив фотоаппарата Фейнингера иногда попадали растения, камни и минералы. А вот портретные снимки и, в целом, фотографии людей были не характерны для творчества американца.

Все его фотоработы отличались техническим совершенством, четкими геометрическими пропорциями и симметричной безукоризненностью. Он создавал новую эстетику городских пейзажей и искусно передавал на фотографиях урбанистическую силу мегаполиса, где массивные железобетонные конструкции переплетаются с камнем и стеклом. Со временем на своих черно-белых фотографиях Фейнингер стал запечатлевать не только здания, улицы и мосты, но также и мчащиеся автомобили, бегущих по своим делам людей и прочие атрибуты стремительной городской жизни. Он отмечал: «Я вижу город как живой организм – иногда жесткий и даже жестокий, всегда активный и динамичный».

На протяжении долгого периода сотрудничества с популярным журналом Life (с 1943 по 1962 год) Андреас Фейнингер не забывает о своих экспериментах и теоретической деятельности в фотографии. В частности, в конце 40-х годов он экспериментировал со светописью, снимая на длинной выдержке, и первым сфотографировал светящийся след от движения электрических лампочек на аттракционах в парке развлечений. Еще один снимок из той же серии – фотография полета игрушечного вертолета с прикрепленным к его лопастям фонариком. Андреас также сумел выпустить очередную книгу по технике фотоискусства, которая называлась «Фейнингер в фотографии».

После того, как в 1962 году он ушел из журнала Life, Андреас становится независимым фотохудожником. Он путешествует по Европе и Америке, снимая не только железные дороги, городские улицы, мосты и скоростные трассы, но и природу. На его фотографиях, относящихся к позднему периоду творчества, можно увидеть в мельчайших деталях насекомых, цветы, деревья и раковины. Причем эти снимки, как всегда, выполнены безупречно с технической точки зрения. Вообще, Фейнингер любил фотографировать объекты, которые в обычной жизни можно было разглядеть только под микроскопом.

Андреас Фейнингер вошел в историю фотографического искусства как фотограф, который отличался стремлением к документальности и зрелищности композиции, математическим подходом к каждому снимку, соблюдением четких технических канонов. Он утверждал, что «фотокамера совершенней  человеческого глаза», и поэтому хотел использовать это уникальное свойство фотоаппарата для того, чтобы человек смог увидеть окружающий его мир в самых неожиданных формах.

Фейнингер применял короткофокусную оптику для того, чтобы обнаружить скрытые, интересные предметы, располагающиеся рядом с нами, буквально под рукой, а длиннофокусную – чтобы запечатлеть на снимках фантастические панорамные изображения и объекты, находящиеся за пределами визуального горизонта человека.

Отличительная особенность Андреаса Фейнингера – огромное внимание к технической стороне фотографии. Он полагал, что «фотограф контролирует свое изображение точно так же, как и художник. Он может контролировать свет и тень, форму и пространство, модель и текстуру, движение и настроение, словом, все за исключением композиции». В своем творчестве американец нередко прибегал к экспериментальной технике и новаторским приемам. Например, известная его черно-белая фотография «Флотский вертолет» выполнена в очень необычном, абстрактном стиле, но с четкими пропорциями и контурами. Несмотря на то, что техническая сторона играла важную роль в творчестве Андреаса Фейнингера, именно ему принадлежит фраза о том, что «технически совершенная фотография может быть самой скучной картинкой в мире».

Андреас Фейнингер был не только талантливым фотографом, но и великолепным писателем, способным на бумаге донести свои мысли о фотоискусстве и технике до простых любителей фотографии. Фейнингер  в немалой степени способствовал росту популярности фотографии как области искусства, периодически отправляя на публикацию свои книги и учебники по фотографии с подробными иллюстрациями. Причем тематика его книг была самой разнообразной – от особенностей съемки обнаженной натуры и пейзажей до техники черно-белой фотографии. Многие из этих учебников были переведены на другие языки.

Андреас Фейнингер скончался в феврале 1999 года. Однако его работы и теоретические материалы по-прежнему вдохновляют новые поколения фотографов на смелые эксперименты и саморазвитие. По мнению выдающегося мастера XX века, чтобы сохранить свою индивидуальность и не имитировать работы коллег по творческому ремеслу, каждый фотограф обязан быть самостоятельным, он должен не бояться риска, экспериментов и не должен стремиться к одобрительному крику толпы.

Источник: Фотокомок.ру

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ