ДомойФотографияФотографы"Американцы" глазами Роберта Франка

“Американцы” глазами Роберта Франка

Роберт Франк (Robert Frank) – американский фотограф швейцарского происхождения, оказавший существенное влияние на развитие документальной фотографии. Франк стал первым фотографом из Европы, кто был удостоен стипендии Гугенхейма. Он получил широкую известность благодаря своему проекту «Американцы» – книге, в которой было собрано более восьмидесяти фотографий, сделанных им во время автомобильного путешествия по Соединенным Штатам. Эта книга поначалу была воспринята американским обществом резко отрицательно, однако спустя несколько лет видение Америки Робертом Франком получило признание. А через несколько десятилетий проект «Американцы» уже стал настоящей классикой документального жанра.

Роберт Франк родился в Цюрихе в достаточно благополучной еврейской семье. Его отец был известным немецким архитектором, который бежал в Швейцарию от угрозы нацистского режима. Мальчика, скорее всего, ждало прекрасное будущее в виде предпринимательской деятельности, однако он выбрал другой путь. После окончания гимназии в 1940 году Франк начал изучать искусство фотографии и графики – он мечтал стать свободным художником, чтобы таким образом выбраться из привычного окружения.

Коммерцией молодой человек заниматься не хотел, как требовала того семья, интересы Роберта постепенно перешли от живописи к фотографии. С 1941 по 1945 годы он учился у различных фотографов и графических дизайнеров в Швейцарии, а также работал на киностудиях Цюриха и Женевы. В 1946 году Роберт Франк самостоятельно выпустил свою первую книгу фотографий под названием «40 Fotos».

Спустя год молодой человек эмигрировал в Соединенные Штаты Америки – страну огромных возможностей и свободы действий, как ему тогда казалось. Достаточно быстро Франк сумел устроиться модным фотографом в глянцевое издание Harper’s Bazaar в Нью-Йорке, что позволило ему путешествовать по миру. В экзотических для европейца южноамериканских странах, таких как Перу или Боливия, Франк искал ту самую повседневную, грубоватую жизнь, порой унылую и утомительную, которую уже невозможно было увидеть в огромных американских мегаполисах.

Окончательно вернулся в Нью-Йорк Франк только в 1950 году. Этот год стал для него чрезвычайно важным, поскольку он не только обзавелся семьей, женившись на художнице Мэри Локспейсер, но и принял участие в коллективной выставке в Музее современного искусства. Впрочем, уже в этот момент к нему пришло некое разочарование от жизни в США. Стремительный американский темп жизни, ориентированный, в первую очередь, на деньги и материальные блага, пришелся талантливому фотографу не по вкусу. Он пресытился такой жизнью и вместе с семьей в 1953 году переехал в Париж. Впрочем, его сотрудничество со многими известными американскими журналами продолжилось.

В 1953 году Роберт Франк вместе с Эдвардом Стейхеном проделал плодотворную работу по подготовке в нью-йоркском Музее современного искусства серьезной выставки послевоенных фотографов. В этом же году он получает грант от фонда Гуггенхайма, после чего приобретает за три тысячи долларов поддержанный «Форд» и отправляется в автомобильное путешествие по Америке. В заявке на получение гранта было сказано, что Франк планирует создать правдивый документальный образ Соединенных Штатов.

В течение 1955 – 1956 годов Франк путешествует по Америке на своем автомобиле, фотографируя по дороге все, что кажется ему интересным и заслуживающим внимания. В общей сложности он проехал тридцать штатов, проделав путь длиной порядка десяти тысяч миль. За время поездки Франк сделал более двадцати семи тысяч фотографий, малая часть из которых впоследствии попала в его книгу «Американцы»(«The Americans»), изданную в 1958 году с предисловием писателя Джека Керуака. С ним, кстати, фотограф познакомился именно во время своих странствий по дорогам Америки.

Фотоальбом «Американцы» – самое знаменитое творение Роберта Франка. Из нескольких десятков фотографий складывается настоящая фотопанорама жизни Соединенных Штатов 50-х годов прошлого столетия. О своей поездке он рассказывал довольно сухо: «Я езжу по штатам. Около года. 500 роликов плёнки. Я захожу в почтовые отделения, дешевые магазины, на автобусные остановки. Ночую в дешевых отелях. В 7 утра иду в ближайшее кафе. Работаю всё время. Разговариваю мало. Стараюсь быть незаметным…».

При этом какой-то конкретной цели или задачу Франк перед собой не ставил.  Впоследствии он говорил об этом так: «Думаю, путешествие было почти чистой интуицией – я только продолжал снимать. Продолжал смотреть. Думаю, что в то время я был сострадателен. Я испытывал сострадание к людям на улице. Это было важнейшей частью книги – это дало мне толчок – делало для меня работу такой тяжелой то тех пор, пока я не понял, что я что-то улавливаю, но я даже не представлял, что улавливаю Америку».

В объектив его фотокамеры Leica попадали магазины, кафе, пластмассовые закусочные, автобусные остановки и магистрали, почтовые отделения и, конечно, простые американцы, занимающиеся своими повседневными делами. Он старался прятать фотоаппарат под одеждой, чтобы не привлекать внимание фотографируемых. Зачастую ему приходилось снимать что называется из-под полы.

Его долгая поездка на автомобиле по Америке была отнюдь не такой уже спокойной и романтичной. Во времена холодной войны и активной борьбы с большевиками на идеологическом фронте человек, разъезжающий на автомобиле с нью-йоркскими номерами, снимающий на фотокамеру и при этом говорящий на английском с акцентом, сразу привлекал внимание полиции. Его несколько раз задерживали, а в штате Арканзас Франк даже просидел в полицейском участке три дня. Роберта обвиняли в шпионаже на коммунистическую разведку и всерьез угрожали уничтожить отснятые фотоматериалы. Фотографа все-таки отпустили, но при этом отправили его отпечатки пальцев в ФБР. Как бы то ни было, Роберт Франк смог благополучно объездить всю страну, закончить съемки и отобрать лучшие работы в свой фотоальбом.

Снимки из альбома «Американцы», вряд ли, могут похвастаться технической завершенностью и полным соответствием канонам документальной фотожурналистики. Они отличаются зернистостью, некоторой размытостью, плохой композицией, а зачастую и недостаточным присутствием света. Однако именно в этих технически несовершенных фотографиях проявляется ироничное, скептическое отношение автора к «американской мечте» и оптимизму, царившему в послевоенной Америке. Альбом «Американцы» также является своеобразным вызовом принятым условностям и приемам социальной фотожурналистики. В то же время работа Роберта Франка стала совершенно новым, свежим взглядом стороннего наблюдателя на Америку 50-х годов.

После издания книги сначала в Париже, а потом в США на нее сразу же обрушился шквал критики. Со страниц популярных изданий на Роберта Франка вылилась критику за невнятность фотографий, их техническое несовершенство, общую неприглядность получившегося образа США. Однако фотопроект Франка совершенно точно отличался от  работ других фото документалистов, ведь его задача состояла в том, чтоб запечатлеть всеобъемлющую реальность, не подверженную течению времени и просто не замечаемую большинством людей. Известно его высказывание: «Я не планирую свои фотографии, не придумываю ничего заранее и не ожидаю, что зритель разделит мою точку зрения. Однако я чувствую, что если после просмотра моей фотографии в его душе что-то останется — значит, я не зря работал».

Нестандартный подход к отображению реальности не остался незамеченным, и творчество Роберта Франка существенным образом повлияло на следующее поколение фотографов –  Фридлендера, Вайногранда, Арбус и других. В результате, первоначально скептическое и отрицательное отношение к фотоальбому «Американцы» с течением времени сменилось иной окраской. Книга американского фотографа превратилась в настоящую классику, пережив множество переизданий. На снимках Франка мы видим исключительно простые, привычные вещи. Здесь нет никаких событий или прямолинейности. Почему же эти фотоизображения так притягательны? Как говорил сам Роберт Франк: «Мои фотографии будут паузами в этом постоянном движении, дыханием свежего ветра, окнами в другое время, другие места».

После проекта «Американцы», вызвавшего в фотографических кругах неоднозначную реакцию,  Франк на время позабыл о фотографии и занялся кино. Он попробовал себя в качестве режиссера несколько картин. В 1959 году была выпущена короткометражка «Погадай на ромашке» («Pull My Daisy»). Впоследствии он снимал такие полнометражные ленты, как «Я и мой брат» («Me and My Brother») и «Леденцовая гора» («Candy Mountain»).

В общей сложности Роберт Франк снял двадцати три фильма, самым известным из которых стала документальная лента «CocksuckerBlues», посвященная группе «Rolling Stones». В ней была показана вся гастрольная и личная  жизнь знаменитых музыкантов без прикрас. Вернулся к фотографии Франк только в 1972 году, когда выпустил фотоальбом «The Lines of My Hand». Это была своего рода автобиография с личными снимками Роберта.

Впоследствии Роберт Франк приобрел репутацию отшельника. Он практически избегает публичных появлений,  не дает интервью прессе и даже на собственные выставки приходит в майке с надписью «Silenzio» («Молчание»). Как бы то ни было, интерес к фотографии он не потерял – последний его фотоальбом под названием «A Tributeto Robert Walser» появился в 2012 году. В наши дни Роберт Франк считается настоящим мастером фотографии, прижизненным классиком, работы которого неизменно заставляют зрителя на мгновение задуматься, порождая в нем глубокое и тонкое чувство.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ